Blue Flower

Египетский мостЕгипетский мост: Длина моста 46,8 м, ширина 27 м.

В 1825—1826 гг. через Фонтанку в створе проспекта к Обвод­ному городовому каналу (так в то время назывался Лермонтовский проспект) был построен висячий (цепной) однопролетный мост длиной 55 м и шириной 11,7 м. Авторами проекта стали инженеры В. К. Треттер и В. А. Христианович. Прообразом послужил построенный ранее Цепной (Пантелеймоновский) мост.
Устои нового моста облицевали гранитом. При въезде установили чугунные скульптуры сфинксов на гранитных постамен­тах (автор изваяний — скульптор академик П. П. Соколов). На головах мифологических существ поместили шестигранные фонари. Цепи моста свисали с высоких чугунных ворот, украшенных египетскими иероглифами и орнаментом. Концы цепей были закреплены в каменных массивах, врытых в землю. (Металлические части и скульптуры изготовили на чугунолитейном заводе Ч. Берда.) Из-за такого оригинального оформления мост и получил свое название.
Мост неоднократно ремонтировали — в 1867, 1887, 1900 и 1904 гг.
20 января 1905 г. во время прохода эскадрона Конно-гренадерского полка мост рухнул на лед Фонтанки. К счастью, жертв не было.
После катастрофы рядом, в створе Усачева переулка (ныне пер. Макаренко), был построен временный деревянный мост, который просуществовал до 1956 г.
В1954—1955 г. на месте старого Египетского моста возвели од-нопролетньга металлический мост рамной конструкции (проект инженера В. В. Демченко и архитекторов В. С. Васильковского, П. А. Арешева). На въездах вновь были установлены сфинксы, новые обелиски с фонарями и чугунные ограждения художе­ственного литья с простым орнаментом.
В 2004 г. проводилась комплексная реставрация одного из сфинксов и текущий ремонт остальных скульптур.
Длина моста 46 м, ширина 27 м.

Катастрофа на Египетском мосту

«Сегодня в 12 1/2 час дня при следовании лейб-гвардии Конно-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилевской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и креплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лед и оказалась на дне реки. К двум часам дня люди и лошади были извлечены из воды.
Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции» (из петербургских газет).
Этот случай был включен в школьную программу по физике как пример явления резонанса, разрушившего мост в результате слаженного шага военных. А в армии даже ввели новую военную команду «идти не в ногу», которую отдавали строевой колонне перед выходом на любой мост.
Но очевидцы того происшествия утверждали, что солдаты не слезали с лошадей и проезжали по мосту верхом. Скорее всего, причиной разрушения моста был не резонанс, так как лошади «идти в ногу» просто не умеют.

Египетский мост на карте