Blue Flower

Скульптор Федор ГордеевФедор Гордеевич Гордеев родился в 1744 г. в Царском Селе в семье дворцового скотника. С детства у мальчика проявились художественные наклонности, и в 1759 г. он был принят в недавно открытую Императорскую Академию художеств, где учился в скульптурном классе у Н. Ф. Жилле — известного французского скульптора, приглашенного в Россию.
В 1763 г. Федор Гордеевич уже получил Малую серебряную медаль за «лепление с натуры», а в 1765 г. — Большую серебряную «за успехи в рисунках с натуры». В 1766 г. за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» молодому скульптору вручили Малую золотую медаль.
В 1767 г. успешно закончившего Академию Гордеева (вместе с Ф. И. Шубиным он был одним из первых ее выпускников) отправили для дальнейшего обучения в Париж, а затем в Рим. В Париже Гордеев стажировался у Ж. Б. Лемуана — признанного мастера скульптуры, работавшего в стиле рококо. Там Федор Гордеевич выполнил одно из своих первых и наиболее ярких произведений — скульптурную группу «Прометей», в которой в полной мере проявились черты барокко. Перебравшись в Рим, молодой человек все свое время отдавал изучению античных памятников, посетил раскопки Помпей и Геркуланума.
В 1772 г. Гордеев вернулся в Петербург и почти сразу начал преподавать в скульптурном классе Академии художеств. С тех пор вся его жизнь была неразрывно связана с Академией. Вначале скульптор помогал своему учителю Н. Ф. Жилле, но уже с 1777 г. он стал самостоятельным руководителем скульптурного класса. В 1776 г. за барельеф «Меркурий отдает Вакха на воспитание нимфам» Гордееву присвоили звание академика, в 1782 г. он стал профессором. За долгие годы педагогической работы скульптор воспитал целую плеяду российских ваятелей. С 1802 г. Гордеев стал ректором Академии. На этой должности он оставался до конца своих дней.
В 1780 г. Гордеев создал надгробие княгини Н. М. Голицыной — небольшой барельеф, который стал этапным произведением в русской мемориальной скульптуре. Это творение и первые надгробия И. П. Мартоса послужили отправной точкой для развития русской мемориальной скульптуры конца XVIII — начала XIX в. Продолжая работу в этом направлении, мастер выполнил и надгробия других членов этой именитой семьи — А. М. Голицына и Д. М. Голицына.
С 1774 г. более тридцати лет Гордеев руководил работами по отливке и установке памятников и статуй для Петербурга, его окрестностей и других городов России. Под его наблюдением отливали и устанавливали памятник Петру I Этьена Фальконе (знаменитый «Медный всадник»). Гордеев выполнил фигуру змеи, служащую одной из точек опор монумента. При участии скульптора создавался памятник А. В. Суворову М. И. Козловского, бронзовые статуи для фонтанов Петергофа и многие другие. Кроме того, мастер изготовил большое количество восковых моделей античных статуй, по которым были отлиты копии для украшения парков петербургских пригородов — это и колоссальные статуи Геракла и Флоры, установленные на лестнице Камероновой галереи в Царском Селе, и статуи Аполлона и детей Ниобы в Павловском парке. Всего к 1810 г. литейная мастерская Академии отлила в бронзе для Петергофа, Царского Села и Павловска 65 «колоссальных и в человеческий рост» статуй, 52 бюста, 20 ваз и чаш. Практически все эти работы были выполнены под руководством Гордеева или по его проектам.
Скульптор принимал участие и в создании барельефов для фронтонов здания Академии художеств и Останкинского дворца в Москве (барельефы «Жертвоприношение Зевсу», «Жертвоприношение Деметре», «Свадебный поезд Амура и Психеи» и другие). Также Гордеев был занят в работах по украшению здания Старого Эрмитажа.
К последним работам скульптора относятся барельефы «Благовещение», «Бегство в Египет», «Покров Пресвятой Богородицы» и «Рождество Христово» на северном портике Казанского собора.
Федор Гордеевич Гордеев умер 23 января 1810 г. Он был похоронен на Смоленском кладбище. Могила скульптора не сохранилась.