Blue Flower

Архитектор Федор ЛидвальФедор Иванович Лидваль родился в Петербурге 20 мая 1870 г. Отцом мальчика был шведский подданный, известный мастер портновского дела, приехавший в Россию в конце 1850-х гг. Мать будущего архитектора Ида Лидваль после смерти мужа в 1886 г. продолжала успешно вести налаженное семейное предприятие и умерла в 1915 г.
После окончания начальной школы при церкви св. Екатерины мальчик поступил во 2-е Петербургское реальное училище, которое закончил через шесть лет. Следующие два года он занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. Получив там серьезную подготовку, в 1890 г. юноша стал учеником Академии художеств. Художественная и техническая подготовка в Академии была по-прежнему очень солидной, и будущий архитектор занимался в ней четыре года, тщательно изучая исторические архитектурные стили. После окончания Академии Лидваль продолжил свое образование в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа.
Как и все члены этой хорошо известной в художественном мире семьи, Леонтий Николаевич отличался высоким художественным вкусом и был прекрасным педагогом. Для педагогического метода Бенуа было характерно уважительное отношение к творческой инициативе учащихся. Он не позволял себе навязывать им свои решения, тем самым стимулируя архитектурные поиски учеников и способствуя развитию их индивидуального почерка. Творческая и педагогическая деятельность профессора снискали ему большой авторитет у молодежи. По свидетельствам современников, Лидваль был одним из любимых учеников знаменитого архитектора.
С первых самостоятельных шагов молодой архитектор, прошедший традиционную школу эклектического метода проектирования, неожиданно проявил себя как приверженец модерна. В его ранних произведениях архитектурным формам «нового стиля» принадлежит доминирующая роль. Однако его творчество не вступает в противоречие с исторически сложившейся застройкой Петербурга. Уже в первых своих работах Лидваль проявляет сдержанность и такт.
Основным типом сооружений Петербурга в те времена являлись доходные дома. Именно они стали главной темой творчества молодого архитектора. Проектируя доходные дома, Лидваль стремился не только создать выразительный художественный образ, но и найти приемлемый компромисс между требованием заказчика разместить возможно большее количество квартир и удобствами для будущих жильцов.
Архитектором были построены жилой дом на Кадетской линии (Съездовская линия, 9), дом-гостиница купца Алексеева (Апраксин пер., 6.). Также он реконструировал доходный дом И. Б. Лидваль на Большой Морской, 27.
Подлинное признание Лидваля как зодчего-новатора приходит к нему после окончания в 1904 г. его первого крупного здания — доходного дома его матери И. Б. Лидваль, открывающего застройку Каменноостровского проспекта (д. 1-3). Дом явился выдающимся образцом комплексного градостроительного и художественного решения большого земельного участка.
На Каменноостровском проспекте Федор Иванович построил в 1906-1908 гг. еще одно красивое здание — жилой дом 61, принадлежавший А. Ф. Циммерману. Это произведение зодчего обладает яркой индивидуальностью — гармоничным сочетанием живописности композиции с лаконичностью архитектурных форм — и является одним из самых живописных и красочных его творений.
К первому этапу творчества Лидваля относится и ряд жилых зданий, построенных в центре города. Все они органично вписались в архитектурный облик Петербурга. К этим зданиям относятся: жилой дом евангелической церкви св. Екатерины на Малой Конюшенной улице, более известной как Шведская церковь, дом Н. А. Мельце-ра на углу Большой Конюшенной улицы и Волынского переулка, а также четырехэтажный жилой дом Ю. П. Колла-на, возведенный на Большом проспекте Васильевского острова, и пятиэтажный дом О. И. Либиха (Моховая ул., 14).
Построив за относительно короткий отрезок времени не менее десяти крупных жилых зданий, Лидваль выдвинулся в ряды виднейших петербургских зодчих. Его творчество получает официальное признание архитектурной общественности. В 1907 г. особая комиссия по присуждению премий за лучшие фасады, созданная по решению городской думы, наградила Лидваля серебряной медалью. Лидваль заслужил высокий авторитет не только как архитектор-художник, тонкий знаток архитектурной формы, человек большого вкуса, но и как строитель, лично возглавлявший реализацию своих проектов, требовательно относившийся к качеству строительных и отделочных материалов, вникавший во все детали строительства. Зодчего привлекали и к строительству крупных общественных зданий — банков, акционерных обществ. Вместе с тем, не оставляет архитектор и основной темы своего творчества — строительства жилых домов.
В 1907-1909 гг. Лидваль строит здания Второго общества взаимного кредита на Садовой улице, 34, и Азовско-Донского коммерческого банка на Большой Морской, 3-5.
Эти здания были первым обращением архитектора к классическим архитектурным формам. Банки Лидваля вызвали широкий резонанс в архитектурной общественности города и получили высокую оценку современников. Многие считали их лучшими строениями нового Петербурга. В 1909 г. Федору Ивановичу было присвоено почетное звание академика архитектуры, а в 1912 г. за создание Азовско-Донского банка он получил золотую медаль городской комиссии по присуждению премий за лучшие фасады.
По проектам архитектора также были возведены банковские здания в Москве, Киеве, Астрахани и Харькове.
Одним из заметнейших общественных зданий, построенных Лидвалем в Петербурге, является здание гостиницы «Астория». Некогда на этом месте находился большой четырехэтажный дом князя А. Д. Львова. В 1908 г. дом был разобран, с тем чтобы на его месте возвести гостиницу «со всеми новейшими усовершенствованиями». Здание гостиницы завершило формирование архитектурного ансамбля одной из красивейших площадей города — Исаакиевской.
Имя Лидваля связано и с другой крупной гостиницей Петербурга. В 1908 г. он начал работы по реконструкции гостиницы «Европейская» на Михайловской улице. Надстроив пятый этаж, архитектор не нарушил характера архитектуры пышной эклектической постройки, осуществленной в 1870-х гг. архитектором Л. Фонтана.
Этапным новаторским сооружением Лидваля-градостроителя и вместе с тем одним из лучших произведений петербургского зодчества 1910-х гг. является огромный шестиэтажный дом, занимающий участок между набережной Фонтанки и улицей Рубинштейна. Дом строился по заказу графа М. П. Толстого, и сейчас мы знаем его как Толстовский дом (наб. Фонтанки, 52-54). Дом, по существу, представлял собой целостный жилой комплекс, предвосхищающий современные объемно-пространственные образования. Выразительность ансамбля, достигнутая зодчим, обуславливалась как планом застройки, так и архитектурной обработкой фасадов, в которой значительная роль принадлежит использованному строительному материалу.
Почти одновременно с домом Толстого Лидваль начинает строительство жилого дома известного шведского промышленника Э. Л. Нобеля на Ништадтской улице, 20 (ныне Лесной проспект). Этот дом — образец архитектуры северного модерна, также считается одним из лучших произведений архитектора. Напротив дома Нобеля в 1910 г. зодчий возводит для промышленника особняк с ярко выраженной эстетикой модерна.
И это еще далеко не полный перечень строений архитектора, неузнаваемо изменивших многие участки нашего города.
Деятельность Федора Ивановича Лидваля была очень многообразной. В 1910-1917 гг. он преподавал на архитектурном факультете Женского политехнического института, был постоянным членом конкурсных комиссий, участвовал в выпуске архитектурно-художественного еженедельника.
Новаторские градостроительные решения Лидваля оказали значительное влияние на многих зодчих — его современников. Архитектора по праву можно считать одним из создателей архитектурной школы петербургского модерна.
Творческая деятельность Федора Ивановича Лидваля в России продолжалась около двадцати лет. За это время архитектор оставил значительный след в архитектурном облике нашего города. В 1918 г. он уехал в Стокгольм к своей семье, покинувшей Россию несколько раньше. В Швеции архитектору удалось построить лишь несколько жилых и конторских зданий.
Федор Иванович Лидваль скончался в Стокгольме 14 марта 1945 г., до конца своих дней считая себя русским архитектором.