Blue Flower

Скульптор Федор ТолстойФедор Петрович Толстой родился в Петербурге 10 февраля 1783 г. Он был сыном крупного екатерининского сановника, начальника Кригскомиссариата (учреждения, ведавшего снабжением армии) генерал-майора графа П. А. Толстого. По обычаям того времени мальчик с рождения был записан в гвардейский Преображенский полк. Восьмилетнего Федора, чтобы приучить его к военной службе, взял к себе дядя — командир Псковского драгунского полка. Тогда же мальчик стал учиться в Полоцком иезуитском колледже. Там у него и проявилась склонность к рисованию.
днако гвардейская карьера Толстого не сложилась. При Павле I отец будущего скульптора был отстранен от службы, а указ императора запрещал записывать в полки малолетних дворян. Юношу определили в Морской корпус. Необыкновенная способность Федора к рисованию с годами только крепла. Именно творчество, а не военная карьера влекло его. Еще в Морском корпусе он решил заниматься ваянием и медальерным искусством и был зачислен в студенты Академии художеств как вольноприходящий. Его учителем стал скульптор И. П. Прокофьев.
В 1802 г. Толстой был выпущен из Морского корпуса в звании мичмана гребного флота, но уже 1804 г. он окончательно оставил службу, тем самым нарушив традиции семьи, где все мужчины были военными. Позднее, вспоминая то время, Толстой писал: «Родные, особенно люди зрелого возраста, были вооружены против меня за то, что я избрал для моего служения отечеству неблагодарную дорогу художника, в чем меня вообще многие из лиц знатных фамилий обвиняли, утверждая, что этим поступком я бесчещу свою фамилию. Таковы были суждения высшего круга, а между тем не обращали внимание на то, что в России были иногда губернаторы и другие военно-административные лица, ни наукой, ни опытностью вовсе не приготовленные к тем важным государственным областям, которые они занимали».
Усердная работа в классах Академии и изучение литературы и истории быстро развили природное дарование молодого художника. Искренняя любовь к античному искусству, зародившаяся еще в юности, в дальнейшем прошла через все творчество скульптора. И первыми его работами были рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 г. он выполнил рисунки «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса», «Борьба Геракла» и другие. В 1806 г. молодой мастер обратил на себя внимание императора Александра I, который определил его на службу в Эрмитаж.
После окончания Академии в 1810 г. Толстой начал работать в Монетном департаменте в качестве медальера. По мнению скульптора, сюжет медали должен был быть ясным и доходчивым, «чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита». В том же году Толстой создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». А за восковой барельеф «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» он был избран почетным членом Академии художеств.
Толстой был мастером портретных рельефов из светлого, (желтого и розового) воска на черной доске или стекле. Еще в ранний период творчества он выполнил горельефы «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» и «Душенька». И по-прежнему Федора Петровича особенно привлекала тема античности. В 1816 г. он создал четыре барельефа с сюжетами из «Одиссеи» Гомера.
Широкую известность Толстой встретил после выхода серии из 21 медальона в память Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русских войск в 1813 — 1814 гг. На дисках диаметром 16 см в аллегорической форме были запечатлены наиболее важные события той войны. Серия получила широкое распространение в самых различных уголках России не только в гипсовых и фарфоровых копиях, но и в бронзовых отливках. Медальоны стали популярны и за границей. Толстой был избран членом почти всех европейских Академий художеств. Позднее он создал подобные медальоны на тему Русско-персидской (1826-1828 гг.) и Русско-турецкой (1828-1829 гг.) войн.
В разное время мастер выполнил медали «Принцу Вюртембергскому от народного ополчения», «В память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета», на кончину императора Александра I, на подавление венгерского восстания, «В память герцога Максимилиана Лейхтенбергского» и многие другие.
Одной из главных работ скульптора было создание рельефов для четырех главных и восьми боковых дверей храма Христа Спасителя в Москве.
Но Толстой не ограничивался только медалями и барельефами. Он стал автором скульптур: «Голова Морфея» (1822 г.), бюст Николая I (1839 г.), «Голова Христа» (1848 г.). Федор Петрович исполнил также несколько моделей статуй для Петергофа .Одна из них — фигура нимфы, льющей из кувшина воду, была отлита из бронзы. Она по сей день украшает фонтан «Львиный каскад».
Тоолстой постоянно жил в Петербурге. С 1815 г. Он входил в несколько масонских лож, некоторое время был членом Союза благоденствия (тайной организации декабристов) и даже одним из его руководителей, однако отошел от движения еще до восстания. Следствие по его делу не получило развития.
В 1826 г. Толстой направил императору Николаю I свои трактаты «О нравственном состоянии войск российских» и «О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства», в которых предложил целый ряд законодательных, социальных и налоговых реформ. С 1825 г. Толстой преподавал в медальерном классе Академии художеств, с 1828 по 1859 г. был ее вице-президентом, а с 1859 по 1868 г. — товарищем (заместителем) президента. Долго и упорно работая в области медальерного искусства, Толстой создал наставление о том, «чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым». В 1849 г. Совет Академии художеств за заслуги в области скульптуры утвердил Толстого в должности профессора.
В 1854 г. Академия торжественно праздновала 50-летний юбилей художественной деятельности Толстого. По этому случаю в его честь была выбита медаль.
Скульптуру, медальерное дело и графику Толстой всегда считал своими главными занятиями. Им он отдавал все время и творческие силы. Обладатель многогранного таланта, он также был известен как сочинитель балетов и опер и как художник-декоратор.
К концу жизни скульптор начал слепнуть, но и тогда оставался таким же деятельным и привлекательным, каким его знали с молодых лет.
Федор Петрович Толстой умер в Петербурге 13 апреля 1873 г. в 90-летнем возрасте. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Его автобиографические записки позднее печатались в журнале «Русская старина».