Blue Flower

Скульптор Федот ШубинФедот Иванович Шубин родился 28 мая 1740 г. в семье крестьянина-помора, в одном из рыбачьих поселков на берегу Белого моря недалеко от города Холмогоры. По преданию, отец будущего скульптора Иван Афанасьевич Шубной обучал грамоте юного М. В. Ломоносова. Все члены семьи кроме земледелия и рыболовства занимались традиционным художественным промыслом тех мест — резьбой по моржовой и мамонтовой кости. Холмогорские косторезы издавна славились на Руси. Незаурядные природные способности Федота еще в детстве выделяли его работы в массе поделок местных мастеров.
В 1759 г. после смерти отца девятнадцатилетний юноша с рыбным обозом ушел пешком в Петербург. Некоторое время он жил за счет продажи своих изделий, привезенных из дома, но очень скоро деньги кончились. Как писал позднее сам скульптор, он стал «услуживать своей работой в резьбе по кости некоторым персонам и по старанию их был определен истопником во дворце». Умело выполненные костяные изделия и перламутровые иконки привлекли к себе внимание президента Академии художеств И. И. Шувалова. 23 августа 1761 г. по его рекомендации Шубин был занесен в списки учеников Академии. «Истопник Федот Иванов, сын Шубной своей работой в резьбе по кости и перламутру дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером», — значилось в документе, подписанном Шуваловым. При занесении в списки учеников Академии фамилию Шубной изменили. Новоиспеченный воспитанник стал Шубиным. Он оказался в скульптурном классе Н. Ф. Жилле.
В 1763 г., еще будучи студентом, Шубин вырезал из янтаря портрет Екатерины II. Янтарной камеей открывается блистательная галерея образов его современников. Позднее Шубин создал в мраморе и бронзе множество барельефов и бюстов членов императорской семьи, крупных сановников, аристократов, полководцев и флотоводцев, родовитых помещиков, представителей других сословий.
В 1765 г. молодой скульптор был награжден Первой серебряной медалью за рисунок с натуры, а в 1766 г. получил Большую золотую медаль за программный барельеф на сюжет из древнерусской истории «Убиение Аскольда и Дира».
7 мая 1767 г. в числе прочих выпускников Шубин получил аттестат, шпагу — символ личного дворянства и, будучи одним из лучших учеников, разрешение на пенсионерскую поездку за границу сроком на три года. В этом же году он отправился во Францию. По рекомендации Д. Дидро Федота Ивановича определили к скульптору Ж. Б. Пигалю. Юноша посещал натурный класс, выполнял эскизы с барельефов и эстампов Рафаэля и Пуссена, занимался лепкой, знакомился с техникой литья. В Париже молодой ваятель познакомился с Этьеном Фальконе, который позднее так отзывался о Шубине: «Этот молодой скульптор как раз тот, в ком я вижу более всего истинных способностей».
Затем Шубин уехал в Италию. Эта страна поразила его огромным количеством памятников античного искусства, культ которого на многие десятилетия установился в Европе. С небольшим перерывом на поездку в Париж скульптор прожил в Италии до 1773 г. За это время он выполнил скульптурные портреты Н. А. Демидова, А. Е. Демидовой, братьев А. Г. и Ф. Г. Орловых, И. И. Шувалова и других.
В Россию Шубин вернулся весной 1773 г. уже известным мастером и почетным членом Болонской академии художеств. Первой работой Федота Ивановича по возвращении из заграничной поездки стал бюст вице-канцлера князя А. М. Голицына, который имел большой успех и удостоился похвалы императрицы. Она наградила скульптора перстнем и повелела создать свой портрет. В 1774 г. за бюст Екатерины II Шубину присвоили звание академика. Императрица повелела скульптора «никуда не назначать и быть ему при дворе».
На удостоенного похвалы императрицы мастера посыпались заказы. Придворная знать стремилась иметь свои
бюсты, выполненные прославленным скульптором. Он создал скульптурные портреты кабинет-секретаря императрицы П. В. Завадовского, графа И. Г. Чернышева, фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского и многих других. Одной из лучших работ скульптора считается бюст графини М. Р. Паниной.
Заслуженное признание помогало скульптору получать и другие выгодные заказы. Для парадных комнат Чесменского дворца (арх. Ю. М. Фельтен) Шубину были заказаны овальные медальоны с изображением русских князей и царей от Рюрика до Елизаветы Петровны. Кроме того, мастер выполнил внутренний и наружный скульптурный декор Мраморного дворца (арх. А. Ринальди). Там же были установлены пять портретных бюстов братьев Орловых. Для Таврического дворца по заказу Г. А. Потемкина Шубин создал статую «Екатерина-законодательница» с фигурой императрицы в образе богини Минервы, для строившегося по проекту Ринальди Исаакиевского собора — медальоны с изображением жертвоприношений. В конце 1780-х гг. Шубин получил заказ на скульптурное оформление строившегося Троицкого собора Александро-Невской лавры. Сейчас уже невозможно определить с точностью, что было выполнено непосредственно Шубиным.
Ваятель не прекращал и работы над созданием скульптурных портретов. Из его мастерской вышли бюсты фельдмаршала Б. П. Шереметева, его жены А. П. Шереметевой, сына П. Б. Шереметева и невестки В. А. Шереметевой-Черкасской. (Три из этих четырех бюстов были посмертными.) В 1790 г. по ходатайству Г. А. Потемкина скульптор был удостоен должности профессора Академии художеств, однако ему сообщили, что жалованья Академия «по недостатку сумм оного определить ему не может». И в последующие годы Шубин не получал от Академии никакой материальной поддержки. Однако время шло, зрение слабело, стареющий скульптор брался за все меньшее количество заказов. Он обратился к новому императору Павлу I с просьбой о пенсии, но ответа не последовало. А мастер продолжал творить. В 1790-е гг. он выполнил портреты генерал-фельдмаршала Н. В. Репнина, светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического, петербургского полицмейстера Е. М. Чулкова, великого ученого М. В. Ломоносова, графа А. А. Безбородко, последнего фаворита Екатерины II П. А. Зубова, адмирала В. Я. Чичагова и многих других. Но, пожалуй, вершиной творчества Шубина в поздний период является бюст Павла I.
Только в 1803 г. при взошедшем на престол императоре Александре I Академия предоставила скульптору казенную квартиру (дом Шубина на Васильевском острове сгорел в 1801 г.) и должность адьюнкт-профессора «с жалованьем по штату». В Академии мастер обучал студентов различным способам обработки камня.
Одной из последних работ скульптора стала фигура Пандоры, установленная среди других статуй Большого каскада в Петергофе.
Федот Иванович Шубин умер 12 мая 1805 г. Он был похоронен на Смоленском кладбище. Академия отказала вдове скульптора в пенсии «по причине кратковременного служения ее мужа». Позднее его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.