Blue Flower

Скульптор Феодосий ЩедринФеодосий (Федос) Федорович Щедрин родился в 1751 г. в Петербурге в небогатой семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка. Когда мальчику исполнилось 13 лет, отец определил будущего скульптора в Воспитательное училище при Академии художеств, в которой уже учился его старший брат Семен Щедрин, впоследствии известный пейзажист.
Вскоре Феодосий был принят в Академию художеств и начал заниматься в скульптурном классе под руководством профессора Н. Ф. Жилле. Вместе с Щедриным учились И. П. Мартос и М. И. Козловский.
Обладая настойчивостью и трудолюбием, Феодосий почти сразу вошел в число наиболее успевающих учеников. Уже в 1768 г. он получил Малую серебряную медаль, а через год за этюд натурщика с ношей на плечах — Большую серебряную медаль. В 1770 г. за композицию «Посягательство Рогнеды на жизнь князя Владимира», выполненную в стиле русского барокко, ему вручили Вторую золотую медаль. В 1772 г. за дипломную работу — барельеф в том же стиле, изображающий «великого князя Изяслава Мстиславича, уязвленного, когда воины его незнанием убить стремились» — Щедрин получил высшую награду Академии — Большую золотую медаль. Эта награда позволяла отправиться за границу для продолжения образования, и в 1773 г. Щедрин уехал во Флоренцию изучать произведения прославленных мастеров.
Флоренция разочаровала молодого скульптора. С сожалением он писал в Петербург: «Имею честь донести, что в сем городе художников и академий нет. А хотя и нашел академию, рисуют там четыре человека с натуры, но сия академия недостойна, чтоб о ней говорить...». Щедрин послал запрос в Академию художеств о разрешении на переезд в Париж. Ответ пришел только в марте 1774 г., но еще до его получения юноша отправился в Рим.
«Вечный город» поразил воображение молодого скульптора великолепием античных памятников. Он очень скоро понял, насколько ошибся, желая уехать во Францию, и стал просить Академию оставить его в Риме, но Совет Академии был непреклонен. 27 сентября Щедрин получил депешу с приказом «неотменно ехать в Париж». За год, проведенный в Риме, скульптор создал статую «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана».
В марте 1775 г. Щедрин уехал во Францию. В Париже он посетил Академию художеств, где выбрал своим руководителем скульптора Г. Аллегрена. Юноша с головой окунулся в работу, и вскоре это принесло свои плоды. Щедрин моментально обрел известность среди своих коллег, а в конце 1775 г. состоялось официальное признание его успехов Французской академией художеств, присудившей ему Малую золотую медаль за статую «Марсий». В Париже Щедрин оставался десять лет: по ходатайству Аллегрена командировку продлили. За это время Французская академия еще трижды присуждала Щедрину золотые медали за работы 1779, 1780 и 1783 гг. Его имя стало широко известным в европейских художественных кругах.
В 1785 г. Феодосий Федорович вернулся в Россию. Первой его крупной работой на родине стала статуя Венеры. Щедрин первым из российских скульпторов начал лепить обнаженное женское тело. В то время в Академии не было женщин-натурщиц, и воспитанники обучались только на изображениях мужских моделей. Появление «Венеры» было отмечено большим успехом. Статую приобрел император Павел I, ее установили в Царскосельском парке. В 1798 г. скульптор закончил мраморную фигуру Дианы, которая также отличалась женственностью и грацией.
В XVIII в. в России небывалого расцвета достигло строительство дворцово-парковых ансамблей, таких как Петергоф. К концу века многие фонтаны здесь пришли в негодность и нуждались в обновлении и восстановлении. Тогда была создана комиссия, которая тщательно обследовала состояние петергофской скульптуры. Было решено заново отлить многие статуи, а также создать серию новых фигур. Деятельное участие в работе комиссии принял профессор Щедрин. Новые фигуры не просто заменили прежние. Весь петергофский ансамбль претерпел большие изменения. Щедрин создал аллегорическую фигуру Невы для Большого каскада, статую «Персей» и две скульптурные группы «Сирены». Все статуи Щедрина были отлиты в бронзе, а позднее позолочены мастером П. И. Брюлловым (отцом художника К. П. Брюллова и архитектора А. П. Брюллова).
В период строительства Казанского собора архитектор А. Н. Воронихин пригласил к участию в работах виднейших скульпторов того времени. Среди них был и Щедрин. В 1807 г. для фасада собора он выполнил рельефы «Несение креста на лобное место» (длиной 12,78 м и ВЫСОТОЙ 1,77 м) И «Евангелист Лука». К сожалению, последний в 1814 г. был заменен живописью, его дальнейшая судьба неизвестна.
Скульптор принимал участие и в оформлении нового здания Адмиралтейства, построенного архитектором А. Д. Захаровым. В 1812-1813 гг. Щедрин выполнил маскароны замковых камней «Тритон» и «Наяда» над окнами здания, фигуры воинов по краям аттика, аллегорические изображения осенних и зимних месяцев. Вершиной творчества мастера считается скульптурная группа «Морские нимфы, несущие земную сферу», установленные по обеим сторонам от арки главного входа. Эта работа подвела итог многолетним творческим поискам Щедрина.
Кроме того, Щедрин выполнил ряд бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион», «Фавн с вакханкой», «Нарцисс», бюст А. А. Нартова, барельефный портрет Н. И. Панина. Ясные и содержательные пластические образы талантливого мастера сыграли значительную роль в последующем развитии русской скульптуры.
Пробовал себя скульптор и в области медальерной пластики. В 1811 Г. ОН создал медаль «В честь открытия Полтавского монумента».
Современники отмечали честность, скромность и трудолюбие Щедрина. Напряженную творческую работу он сочетал с педагогической деятельностью. Более тридцати лет мастер передавал свои знания и опыт студентам Академии художеств. В 1794 г. Щедрину было присвоено звание академика, в 1795 г. он вошел в состав Совета Академии, в 1803 г. его назначили адьюнкт-профессором. С 1818 г. Феодосий Федорович стал ректором отделения скульптуры.
Щедрин основал целую династию людей искусства. Его сын Сильвестр стал известным художником-пейзажистом, второй сын Аполлон — известным архитектором. Дочь Феодосия Федоровича Елизавета стала женой скульптора В. И. Демут-Малиновского.
Феодосий Федорович Щедрин скончался 19 января 1825 г. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1934 г. прах скульптора был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.