Blue Flower

Архитектор Гаральд БоссеГаральд Эрнстович Боссе родился 17 сентября 1812 г. в Риге. Его предок Себастьян Боссе прибыл в российскую столицу в 1726 г. по приглашению адмирала К. И. Крюйса для преподавания в церковной школе при лютеранской церкви св. Петра. Один из его сыновей позже уехал в Ригу, где занялся коммерческой деятельностью. Сын рижского коммерсанта, Эрнст Боссе стал признанным художником, выполняя копии с картин известных мастеров и рисуя портреты. В 1820 г. отец будущего архитектора приехал в Петербург, где, написав портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, по указу Александра I стал «эрмитажным живописцем». Таким образом, с детства мальчика окружала художественная среда. Долгое время семья жила в Дрездене, где Эрнст Боссе занимался копированием картин знаменитой Дрезденской галереи. Юный Гаральд уже тогда познакомился с одним из красивейших городов Европы и был восхищен его памятниками архитектуры и искусства.
Стараниями отца юноша был определен для обучения к придворному директору строений в Дармштадте Г. Моллеру — архитектору, который уже приобрел широкую известность в Европе. Боссе принимал участие во многих работах Моллера и в августе 1831 г. получил аттестат об окончании четырехлетнего курса архитектуры. После этого юноша еще некоторое время путешествовал по Германии, а также посетил Лондон, где в это время находился его отец.
В 1832 г. молодой человек приехал в Петербург. Свою профессиональную деятельность он начал в мастерской А. П. Брюллова, где работал чертежником. В те времена в Петербурге был настоящий дачный бум, и в 1833 г. Боссе, чутко улавливая коньюктуру, издал альбом проектов загородных домов. Работа молодого архитектора была замечена при дворе. Автор альбома получил в подарок от императрицы золотые часы. На зодчего посыпались заказы. Дачи, построенные архитектором, в основном были деревянные и до нашего времени не сохранились.
Одновременно со строительством дач в окрестностях Петербурга Боссе начал проектировать частные дома в городе. Его заказчиками были чиновники, купцы, фабриканты, позднее к ним присоединились и представители знатных фамилий. В основном строительство велось на Васильевском острове.
1840-1850 гг. можно рассматривать как первый этап реконструкции центра Петербурга. В связи с началом экономического подъема, ростом промышленности и увеличением населения города возникла острая необходимость в расширении жилого фонда. В центральных районах это можно было осуществить только за счет реконструкции старых домов. В основном велась их надстройка на один или более этажей. Гаральд Боссе внес больпюй вклад в практику жилого строительства города и обновление его архитектурного облика. Архитектор надстраивал дом А. Е. Энгельгарта (ул. Малая Морская, 13), дома у финской церкви св. Марии на Большой Конюшенной улице, перестраивал дома мебельного мастера Гамбса (Итальянская ул., 17) и Э. Д. Нарышкина (ул. Чайковского, 7).
Архитектор возводил в городе и первые доходные дома. Это дом Гарфункель (Садовая ул., 47), дом Степановой (наб. Фонтанки, 38), дом Тарасовой (наб. Фонтанки, 116), дом Гамбса (ул. Малая Морская, 6) и другие.
Особое место в работе архитектора занимало проектирование и строительство городских особняков. Многие из них прекрасно сохранились до наших дней. Это дом И. В. Пашкова (Литейный пр., 39), особняк князя М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре, 7, особняк Е. М. Бутурлиной (ул. Чайковского, 10), особняк С. А. Щербатовай (Моховая ул., 5), дом А. А. Закревского (Исаакиевская пл., 5), дом П. Н. Трубецкого (ул. Чайковского, 29) и многие другие. К таким домам можно отнести и собственный особняк архитектора на 4-й линии Васильевского острова, 15, хоть он и был значительно перестроен уже в советское время. Последним из городских особняков Петербурга, перестроенных по проекту Боссе, был особняк князей Барятинских (ул. Чайковского, 46-48) в 1858 г. Самому архитектору удалось осуществить лишь часть этого проекта.
Главнейшим трудом жизни архитектора считается сооружение двух великокняжеских дач: перестройка старинного дворца в Знаменке (1853-1859) и создание дворцово-паркового ансамбля в Михайловке (1858-1862).
Помимо творческой работы зодчий был занят на службе в департаментах, ведавших строительными делами. За добросовестную службу в департаменте военных поселений Боссе был дважды награжден бриллиантовым перстнем, а при увольнении получил «высочайшее благоволение за постоянно ревностную службу и особые труды». В 1851 г. архитектор перешел на службу в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Управлению были переданы функции упраздненного Комитета для строений и гидравлических работ. Архитектора назначили членом департамента проектов и смет. Решение многих вопросов требовало серьезной инженерной подготовки и большого строительного опыта, которыми архитектор обладал в полной мере.
Вскоре после поступления в департамент Боссе начали привлекать и к педагогической деятельности. Он вел летнюю практику у учащихся Строительного училища. Архитектор также входил в экзаменационную комиссию училища. Закончившие училище получали звание «архитекторского помощника». Среди учеников Боссе было немало будущих ведущих архитекторов Петербурга. Так, свою деятельность у архитектора начинали К. К. Андерсон, Л. Ф. Фонтана, Н. А. Гаккель, Р. А. Гедике, М. А. Макаров.
В 1854 г. по предложению президента Академии художеств Боссе получает звание профессора «за особенное искусство и отличные познания в архитектурном художестве». Ему также присваивается чин надворного советника. Зодчего включают в различные комитеты и комиссии. По императорскому указу в 1858 г. Боссе удостаивается звания архитектора Высочайшего двора с присвоением чина коллежского советника, а в 1862 г. получает чин статского советника. Боссе был награжден многими орденами и возведен в потомственное дворянство.
Напряженная работа не могла не сказаться на здоровье архитектора. В июле 1862 г. он получает отпуск за границу на 11 месяцев «для поправления здоровья». Боссе уезжает в Дрезден, откуда через год подает прошение об увольнении. 4 августа 1863 г. архитектор получает увольнение от службы с присвоением ему чина действительного статского советника и правом ношения мундира военного ведомства.
Проживая за границей, профессор Боссе не порывал связи с Россией. Почтенный возраст и необходимость периодически лечиться не позволяли ему менять место жительства, но он все-таки изредка посещал Петербург. Он интересовался общественной и архитектурной жизнью в России, до конца своих дней сотрудничал с журналом «Зодчий».
Привыкший много работать, архитектор и на новом месте не мог оставить любимого дела. В Дрездене по его проектам и под его руководством было построено несколько частных домов-особняков, православная церковь св. Симеония и немецкая реформатская церковь, проект которой создавался архитектором в 82-летнем возрасте.
Гаральд Эрнестович Боссе умер 26 февраля 1894 г. Его похоронили на кладбище Тринита в Дрездене. Письмо с выражениями соболезнования, посланное от имени Санкт-Петербургского общества архитекторов вдове зодчего, содержало такие строки: «Все русские зодчие, и в особенности члены Общества архитекторов в Санкт-Петербурге, городе, которому покойный посвятил лучшие годы своей высокоталантливой и плодотворной деятельности, относились с величайшим уважением к заслугам Гаральда Эрнестовича как строителя многочисленных монументальных зданий и как несравненного воспитателя молодых талантов».