Blue Flower

Архитектор Иероним КитнерИероним Севастьянович Китнер родился 5 июня 1839 г. в Петербурге. Отец будущего архитектора приехал в Россию в 1819 г. из Моравии, которая тогда входила в состав Австрийской империи. В Петербурге у Севастьяна Китнера была мастерская по производству масляных ламп. Мастер изготовлял светильники и люстры по рисункам К. И. Росси, выполнял заказы для интерьеров дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии.
В восемь лет мальчика отдали в частную школу, затем через два года в приходскую школу св. Анны. После этого он учился в частном пансионе доктора Келлера. В 1853 г. отец, открывший в Иерониме талант рисования, определил его в Строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий, которое готовило архитекторов и инженеров-строителей. Юноша окончил училище в 1859 г. и получил звание архитекторского помощника.
Он поступил в мастерскую архитектора Штакеншнейдера, где работал на строительстве дворца великого князя Николая Николаевича.
Весной 1861 г. молодой архитектор на средства, выделенные отцом, отправился за границу для завершения художественного образования. Его путь лежал сначала в Финляндию и Скандинавию, затем в Центральную Европу. Он много путешествовал по Австрии, Германии, посетил Англию, жил в Италии. Венеция, Верона, Флоренция, Рим произвели на него неизгладимые впечатления. В Париже Китнер стажировался в мастерской зодчего В. Бальтара, известного своими новаторскими работами. После Франции путь Китнера лежал в Испанию. Из Испании в 1865 г. он вернулся в Петербург.
В 1867 г. Китнер поступил на службу к архитектору Высочайшего двора А. И. Резанову, под руководством которого работал над интерьерами дворца великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной.
Первым общественным зданием, построенным по проекту Китнера, было здание Сельскохозяйственного музея (Гангутская ул., 1), где архитектором были применены металлические конструкции перекрытий. За «особые труды» по постройке здания музея Китнеру был пожалован орден св. Владимира третьей степени, дающий право на потомственное дворянство. На дворянском гербе архитектора был изображен портик греческого храма, указывающий на его профессию, и семь пчел, символизирующих трудолюбие.
Металлические конструкции были применены зодчим при строительстве рынка на Сенной площади. На конкурсе проектов рынка Китнер получил первую премию.
Одновременно с участием в конкурсе архитектор приступил к постройке нового здания Института гражданских инженеров (бывшего Строительного училища) на участке между улицами 2-й и 3-й роты Измайловского полка (ныне 2-я и 3-я Красноармейские улицы).
В 1884 г. по проекту Китнера началось строительство зданий Мирового съезда (Гражданская ул., 26) и Александровской мужской больницы (15-я линия В. О., 4-6), год спустя — строительство школы лютеранского прихода св. Екатерины на Большом проспекте В. О., 55. Архитектор перестраивал здание Общества поощрения художеств (ул. Большая Морская, 38), строил здание общежития для студентов Института инженеров путей сообщения (Московский пр., 11).
Наиболее крупной и значительной работой в архитектуре большепролетных металлических сооружений стало создание зодчим Пальмовой оранжереи в Ботаническом саду.
В конце XIX столетия Петербурге начался строительный бум, и, как и многие другие архитекторы, Китнер не мог не проектировать доходные дома. Вместе со своим другом и партнером по многим совместным проектам В. Шретером он являлся автором так называемого «кирпичного стиля». Архитекторы убедительно доказали, что кирпичная облицовка рациональнее штукатурной отделки. В петербургском климате она обладает большей прочностью, и на возведение здания требуется меньший срок.
Одним из первых примеров «кирпичного стиля» явился комплекс зданий, построенных Виктором Шретером и Иеронимом Китнером для фабриканта А. И. Ниссена в 1872-1873 гг. (наб. Фонтанки, 183). Содружество архитекторов было очень плодотворным. Вместе они также построили доходный дом для купца В. Ф. Штрауса (2-я линия В. О., 9), выставочный магазин Беггрова (Невский пр., 4), доходный дом своего учителя А. И. Резанова (Моховая ул., 28). Вел архитектор и самостоятельные работы. По его проекту был построен дом купца Ф. И. Ильсони (Садовая ул., 36, угол ул. Гороховой), доходный дом А. И. Риглера (наб. канала Грибоедова, 25), доходный дом Е. П. Кригер(13-я линия В. О., 20). На набережной Фонтанки, 165, зодчий построил и свой собственный доходный дом. Вся творческая фантазия архитектора воплотилась в создании особняка фабриканта К. Б. Зигеля (ул. Марата, 63).
Еще в 1866 г. Китнер примкнул к кружку зодчих, организованному его товарищем Виктором Шретером. Из этого кружка впоследствии выросло Санкт-Петербургское общество архитекторов. В 1868 г. Китнер поступил на государственную службу в министерство внутренних дел с причислением на работу в Техническо-строительный комитет. Этот комитет руководил всеми строительными работами в Российской империи. Здесь рассматривались проекты публичных зданий, утверждались градостроительные планы, решались вопросы водоснабжения и канализации. Кроме того, комитет разрабатывал строительное законодательство. В 1895 г. Китнер стал заведующим этого комитета, а с 1901 г. — его председателем.
Архитектор состоял также на службе в министерстве путей сообщения. С расширением сети железных дорог повышались требования к техническому отделу этого министерства. Зодчий был ответственным за экспертизы по архитектуре и строительству вокзалов и станционных зданий.
В 1902 г. Китнера избрали членом-корреспондентом Археологической комиссии при министерстве императорского двора, рассматривавшей ходатайства на проведение реставрации памятников зодчества по всей России. Привлекался архитектор в качестве эксперта по церковному строительству. В этом деле, близком его сердцу, нашли применение обширные знания и богатый опыт зодчего.
Китнер воспитал несколько поколений строителей. Еще в 1868 г. по рекомендации В. Шретера он начал читать лекции в Строительном училище. Позднее училище было переименовано в Институт гражданских инженеров, и начало XX века Китнер встретил в должности заслуженного профессора института.
Кроме того, в 1895-1902 г. зодчий преподавал гражданскую архитектуру и руководил занятиями по проектированию вокзалов и портовых зданий в Институте инженеров путей сообщения. Членом совета этого института Китнер оставался до 1916 г.
Архитектор неоднократно избирался в гласные Городской думы, принимал деятельное участие в комиссиях по благоустройству города.
Китнер был в числе инициаторов создания архитектурного Музея старого Петербурга, организованного на общественных началах. Первоочередной задачей основателей был сбор материалов по истории столицы, ее культуре и быту. При участии Китнера началось издание журнала «Зодчий», где часто публиковались статьи архитектора.
В 1911 г. Китнер был избран почетным членом Академии художеств.
Иероним Севастьянович стал родоначальником целой династии архитекторов. Его сыновья Максимилиан Иеронимович и Ричард Иеронимович и внук Павел Максимилианович также стали архитекторами.
В 1918 г., оставшись без средств к существованию, под угрозой возможных репрессий, архитектор покинул Россию. Последнее десятилетие его жизни прошло в Германии.
И. С. Китнер умер в 1929 г. в Лейпциге. Он похоронен в Гейдельберге, его могила до сегодняшнего дня не сохранилась.