Blue Flower

Елагин  дворец в Санкт-Петербурге

Живописный Елагин остров издавна играл роль загородной увеселительной усадьбы. Он принадлежал вельможам Шафирову, Мельгунову, а с 1777 г. Ивану Перфильевичу Елагину — директору придворного театра, который славился своим гостеприимством и тонким вкусом. В его честь и был назван остров. В 1780-х гг. для владельца был возведен дворец. Предполагается, что автором этого строения был архитектор Дж. Кваренги. При нем вокруг дворца был разбит парк с мостиками, беседками, гротами и павильонами. Постепенно остров стал любимым местом загородных прогулок петербургской знати.

В 1817 г. император Александр I купил земли на острове для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Создать летнюю парадную резиденцию и перестроить дворец было поручено архитектору К. И. Росси. От старого здания архитектор частично использовал только стены.

В соответствии с проектом Росси, усадьбу планировали заново, так как прежний особняк и запущенный парк не устраивали императрицу, привыкшую к изяществу и блеску Павловского дворца и красотам его парка. Елагин дворец реконструировали, дополнительно были построены кухонный и конюшенный корпуса, несколько павильонов и сооружений в парке. Работы проводились в период в 1818 по 1822 г.

Центральное положение в ансамбле отведено дворцу. По своему характеру он представляет собой загородную усадебную постройку. Дворец расположен в восточной части острова, на берегу Средней Невки. Это прямоугольное в плане трехэтажное здание, приподнятое на стилобате, увенчанное куполом и окруженное ажурной чугунной решеткой с простым, но красивым рисунком.

Парадный фасад дворца, обращенный к лугу, монументален и строг. Вход в здание выделен шестиколонным портиком коринфского ордера, который венчает аттик. Ко входу ведет широкая лестница с пологими пандусами по бокам и чугунными изваяниями львов на массивных гранитных постаментах. Их автором является скульптор И. П. Прокофьев.

Противоположный восточный фасад выглядит наряднее. Его украшает полуротонда, окруженная коринфскими колоннами. По широкой лестнице с мраморными вазами и цветочницами на постаментах, императрица и ее гости спускались к берегу.

Основные постройки, окрашенные в легкий светло-серый тон, образуют живописную группу вокруг обширного открытого пространства луга. Это своеобразный зеленый парадный вестибюль перед дворцом (названный Масляным лугом, так как на нем во время Масленицы устраивались гулянья), обрамленный стройными белыми колоннадами окружающих его зданий и зеленью. Дорожка, свободно огибающая луг, позволяет по мере движения воспринимать сооружения ансамбля в разных ракурсах.

Проектируя парк, Росси максимально использовал и подчеркнул красоту ландшафта, живописность берегов, широкие водные просторы. На месте существовавшего регулярного был создан уникальный пейзажный парк по проекту английского садового мастера Дж. Буша. Были изменены очертания самого Елагина острова, углублены находящиеся на нем водоемы, высажены новые живописные группы деревьев, проложены извилистые дорожки и созданы уютные зеленые лужайки с яркими цветочными клумбами.

Интерьеры дворца

Интерьеры Елагина дворца также были выполнены по рисункам К. И. Росси. В их создании принимали участие замечательные мастера того времени: скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.

Дворец не предназначался для торжественных приемов, и оформление его интерьеров было лишено показного блеска. Парадные помещения размещались на первом этаже. В центре располагался вестибюль. За ним следовал центральный Овальный зал, который был украшен ионическими полуколоннами и кариатидами. Они поддерживали купол зала, расписанный причудливым орнаментом. По бокам зала находились Малиновая и Голубая гостиные. Внутренние лестницы вели из вестибюля в верхние этажи, где размещались жилые помещения, а наверху, на третьем этаже располагалась домашняя церковь. Стены большинства помещений дворца были облицованы искусственным мрамором. В одном из них был использован мрамор белого цвета, внешне очень похожий на фарфор, из-за чего комната была названа Фарфоровым кабинетом.

Все служебные постройки были спроектированы как парадные парковые павильоны. Справа от дворца на лугу было построено здание кухни. Это невысокое полукруглое сооружение с глухими стенами. Вход в него оформлен шестиколонным дорическим портиком, увенчанным фронтоном. Между колоннами и по дуге здания в нишах размещены копии античных статуй, выполненные скульптором С. Пименовым, и декоративные вазы.

Параллельно кухонному корпусу протянулась оранжерея. Ионические гермы, пилястры портиков и лепные вставки придают ей впечатляющий архитектурный облик.

В некотором отдалении от дворца при въезде на Масляный луг расположен конюшенный корпус. В плане строение похоже на подкову. Между выступающими торцами двухэтажного здания протянулась открытая двойная колоннада дорического ордера. Ажурные ворота и чугунная ограда, выполненная в виде копий, отделяют внутреннее пространство двора. На первом этаже корпуса размещались конюшни и помещения для карет. На втором — комнаты для прислуги.

У гранитной пристани на восточной стрелке острова расположен Павильон. Это небольшое сооружение с совершенными пропорциями романтично смотрится на фоне воды. Круглый зал Павильона обращен к реке полуротондой — открытой дорической колоннадой. Из него открывается прекрасный вид на реку, Каменный остров и городские набережные.

В некотором отдалении от основной группы построек находится Музыкальный павильон, предназначавшийся для духового оркестра, игравшего здесь по праздникам. Он обращен главным фасадом к реке, а полуротондой — к парку. Открытый центральный зал с двух сторон обрамлен двухколонными портиками. Колонны из серого мрамора стройны, их пропорции совершенны. Между ними в простенках находятся скульптурные панно, чугунные вазы и лепные трагические маски. После смерти Марии Федоровны российские императоры не очень жаловали Елагин дворец своим вниманием. Он считался лишь летней императорской резиденцией. В начале XX в. дворец стал местом отдыха премьер-министров России. Здесь бывали С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, И. Л. Горемыкин.

После революции во дворце был открыт музей быта. Вскоре музей закрыли, во дворце разместился Культурно-воспитательый центр, а затем Всесоюзный институт защиты растений.

Дворец сохранялся без существенных изменений до начала Великой Отечественной войны. Во время обстрелов здание было сильно разрушено. Из-за пожара, возникшего после попадания снаряда, прекрасные интерьеры, созданные К. И. Росси, погибли. Под руководством архитектора М. М. Плотникова ленинградские реставраторы в 1952-1960 гг. полностью восстановили дворец.

С 1960 г. в залах дворца проходили разнообразные художественные выставки. В 1987 г. дворец превращен в Музей прикладного искусства и интерьера XVIII-XIX вв.

Елагин о., 1