Blue Flower

Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге

Первые каменноостровские дворцы

Первым владельцем Каменного острова был первый канцлер Российской империи Гавриил Иванович Головкин. Остров был пожалован ему императором Петром I в 1704 г. На самом высоком месте острова десять лет спустя был выстроен небольшой деревянный дом, носивший, впрочем, громкое название «дворец великого канцлера». Покрашенный «под кирпич» дом стоял на высоком каменном основании, у него была высокая «с переломом» крыша и две восьмигранные башни.

Весной 1746 г. владельцем Каменного острова стал известный вельможа елизаветинского времени — канцлер А. П. Бестужев-Рюмин. На острове была построена великолепная усадьба, основой для которой стал дворец, возведенный на юго-восточной стрелке. Рядом стояли два служебных флигеля. Дворец окружал обширный сад — непременная принадлежность богатой загородной резиденции того времени.

Новый владелец Каменного острова был арестован 15 февраля 1758 г. по обвинению в «превышении власти и измене», поводом к которому послужили переговоры Бестужева с женой наследника престола Екатериной Алексеевной. Бывшего канцлера выслали из столицы, почти все его имения были конфискованы. С приходом к власти императрицы Екатерины II специальным манифестом Бестужев был оправдан. Ему вернули почти все отобранное имущество, но возвращения Каменного острова не последовало. На долгие годы этот участок стал собственностью императорской фамилии.

Строительство Каменноостровского дворца

В 1763 г. императрица подарила остров наследнику престола, своему сыну Павлу Петровичу для устройства загородной резиденции. Через несколько лет на месте разобранного усадебного дома Бестужева началось строительство двухэтажного каменного дворца, приуроченное к рождению первенца у великокняжеской четы — Павла Петровича и его первой жены Натальи Алексеевны. Оно велось под руководством архитектора Ю. М. Фельтена в 1776-1781 гг. Имя автора проекта так и осталось неизвестным. По разным версиям это был архитектор В. И. Баженов или сам Фельтен. Позднее в строительстве дворца принимал участие Дж. Кваренги. Композиция дворца предельно лаконична, детали строги и совершенны, а прекрасно найденные пропорции отвечают окружающему пейзажу. Дворец построен по образцу богатой загородной усадьбы второй половины XVIII в. Здание двухэтажное, в виде сильно растянутой буквы «П». Основной корпус и равные ему по высоте боковые крылья ограничивают парадный двор, непосредственно связанный с садом. В западном флигеле раньше находился дворцовый театр, в восточном — жилые комнаты великокняжеской четы.

Оба фасада дворца оформлены как парадные. Центр паркового фасада украшен шестиколонным тосканским портиком с фронтоном. Противоположный фасад, обращенный на Малую Невку, также выделен тосканским портиком, но уже восьмиколонным. Портик завершен классическим треугольным фронтоном с модульонами. К этому входу ведет лестница из красного финского гранита. Во дворце есть и служебные входы с изящными мраморными лестницами и чугунными ограждениями.

Окна первого этажа оформлены профилированными наличниками и значительно превосходят по высоте окна второго этажа. Прямоугольные оконные проемы флигелей мерно чередуются с белыми пилястрами, объединяющими оба этажа здания.

Центральный корпус дворца строго симметричен. С главного входа можно было попасть в обширный вестибюль, или аванзал. Это прямоугольное в плане помещение, окна которого выходят в дворцовый сад. Основной декоративный эффект в его убранстве производят великолепные фрески, выполненные в 1797 г. по проекту В. Бренны. Их сюжеты были взяты из гравюр итальянского художника Пиранези (серия «Виды Рима») и написаны художником Ф. Даниловым в 1782 г. Декоративные панно для вестибюля были заказаны французскому живописцу Г. Ро-беру. Его творения украшали многие дворцы того времени. Сохранились также десюдепорты, сюжеты которых заимствованы из росписей на греческих вазах. Они заключены в резные позолоченные рамы, выполненные резчиком П. Сполем.

Двери аванзала раскрывались в центральное помещение дворца — Большой зал. Это двусветный зал-галерея с закругленными углами стен. Благодаря такой планировке он получил второе название — Овальный зал.

Длина Большого зала около 20 м, ширина — 8,5 м. В центре торцевой стены расположена дверь с десюдепортом в виде прямоугольного лепного панно с грифонами. На уровне второго этажа расположены белые прямоугольные панно с розетками по углам. Они эффектно выделяются на голубом фоне стен.

Окнам зала на противоположной стене соответствовали такой же высоты зеркала (не сохранились). Решение Павла сделать Большой зал зеркальным пришло, видимо, после посещения им знаменитой зеркальной галереи в Версале.

По аналогии с Лувром Большой зал можно было бы назвать и Залом кариатид. Вдоль продольных стен, между окнами!* зеркальными нишами установлены статуи из алебастра — величественные женские фигуры на высоких полукруглых постаментах, конструктивно связанных со стеной. Их наряд — туники с мягко спадающими волнами складок и египетские головные уборы. Высоко поднятой рукой они словно поддерживают резные позолоченные светильники.

В зале находятся мраморные скульптурные группы «Пастух и нимфа» и «Диана на льве», ранее предназначавшиеся для украшения дворцового сада.

Двери зала выходили на площадку садового портика. В теплые летние дни сюда выносили плетеную мебель, подавали прохладительные напитки, любовались окружающими пейзажами.

В Большом зале когда-то проходили торжественные приемы при «малом дворе», семейные празднества, балы, маскарады. По обе стороны Большого зала находились парадные гостиные — Малиновая и Пейзажный салон (небольшая дворцовая картинная галерея).

За гостиными на двух этажах располагались так называемые Верхний и Нижний кабинеты великого князя. Они сообщались между собой специально встроенной деревянной лестницей, которой никто, кроме хозяина и приглашенных им лиц, пользоваться не мог.

На первом этаже жилого флигеля находились гостиная, столовая, кабинет великой княгини и библиотека. Все помещения были компактно сгруппированы вокруг квадратного светового дворика. На втором этаже располагались детские и гостевые комнаты, помещения для обслуживающего персонала дворца Разнообразные служебные помещения находились и на полуподвальном этаже.

Скульптура, вазы, зеркала, красные и синие изразцовые камины, дубовые полы, обои и деревянные панели на стенах — все это восхищало современников, заставляя говорить об «изящнейшем вкусе», с которым был убран дворец.

После восшествия на престол любимыми резиденциями Павла I стали Павловск и Гатчина, и он редко бывал во дворце на Каменном острове.

Каменноостровский дворец при Александре I

В 1797 г. во дворце некоторое время проживал последний польский король Станислав Август Понятовский.
После дворцового переворота и убийства Павла I в 1801 г. на престол вступил император Александр I. Каменноостровский дворец стал одной из его любимых резиденций. В связи с этим в 1808-1811 гг. здесь были проведены новые строительные работы по проекту и под наблюдением архитектора Л. Руска.

Над вторым этажом западного жилого флигеля был добавлен третий этаж из четырех комнат, расположенных вокруг светового дворика. Здесь находился Верхний кабинет Александра с приемной и комнатой для дежурного офицера. К этим комнатам были устроены две лестницы, одна — со стороны дворцового дворика, а другая — узенькая деревянная — соединяла главный кабинет на втором этаже и секретный на третьем.

К западу от дворца на берегу Малой Невки в 1810 г. была построена небольшая пристань. Характерные для русского классицизма романтические черты проявились в скульптуре: пара одинаковых изваяний сфинксов «охраняет» пристань с двух сторон.

В парковой ограде несколько ворот. Трое ворот, украшенных спаренными колоннами, поставлены одновременно с возведением дворца. Еще одни ворота в дворцовом саду, построенные в 1810-х гг., предположительно являются творением архитектора Тома де Томона. Они похожи на триумфальную арку, декорированную рустованными дорическими колоннами. Томон перепланировал прилегающий к дворцу сад, превратив его из регулярного в пейзажный. Именно в таком виде дворец сохранился до нашего времени.

Каменноостровский дворец неоднократно перестраивали на протяжении девятнадцатого столетия, изменяли его планировку и отделку многих интерьеров. После прокладки Каменно-островского проспекта сад был отделен от него новой чугунной оградой.

Наб. Малой Невки, 1