Blue Flower

Летний дворец в Санкт-Петербурге

По замыслу Петра I застройка левого берега Невы должна была начаться почти одновременно с застройкой противоположного берега Городского острова (ныне Петроградский остров). Напротив домика Петра I, там, где из Невы вытекает Фонтанка, на месте бывшей усадьбы шведского офицера Конау уже в 1704 г. был заложен царский «огород» и было возведено небольшое деревянное здание «голландского фасада, пестро разукрашенное». Тогда же началась разбивка сада. После 1707 г. к работам был привлечен архитектор Доменико Трезини, по проекту которого на месте деревянного строения начали строить каменный Летний дворец. Своего царственного хозяина дворец принял 17 апреля 1712 г.

Летний дворец расположен в северо-восточной части сада. Сейчас он двумя фасадами — северным и восточным — смотрит на воду (Неву и Фонтанку). А во времена Петра I еще и южный фасад дворца был обращен в сторону вырытой перед ним небольшой гавани.

Строительство каменного Летнего дворца началось в 1710 г. 18 августа Доменико Трезини с «работными» людьми приступил к возведению дворца, дабы исполнить его «доброю архитектурной) работою». По замыслу архитектора дворец представлял собой прямоугольное в плане двухэтажное здание под четырехскатной крышей. «Крыша белого железа, на ней кровельные листы положены накрест». Верхние части водосточных труб по углам крыши были выполнены в виде голов причудливых драконов и выкрашены белой краской. Крышу венчал ажурный металлический флюгер с фигурой Георгия Победоносца, копьем поражающего змея.

Дворец разительно выделялся среди прочих зданий Петербурга той поры изысканной строгостью и тонким вкусом оформления фасадов. Пожалуй, строгость объяснялась тем, что здание предназначалось для жилья и работы.

Несмотря на постоянные разъезды, связанные как с военными делами (шла Северная война), так и со строительством флота на Олонецкой верфи (Лодейное поле), в Архангельске и Воронеже, царь постоянно интересовался ходом строительства своей летней резиденции. Первый губернатор Петербурга А. Д. Меншиков писал Петру в ответ на его расспросы: «О здешнем поведении доношу, что за помощью Божей во всем здесь благополучно... На дворе Вашем летнем людские покои строятся, а под Ваши палаты из фундамента воду непрестанно выливают, однако по се время вылить не могут, ибо без четверти четыре аршина фундамент под водой... Из Санкт-Питер-Бурха июля 31 дня 1711 года».

В сравнении с особняками Меншикова и Головкина царский летний дворец выглядит излишне скромным, простоватым, что, однако, не помешало очевидцам сказать: «Дворец хотя и небольшой, но сделан хорошо». В 1714 г. строительство дворца было окончательно завершено.

Северный и южный фасады здания имеют по девять окон на каждом этаже, более короткие восточный и западный — по шесть. Парадный подъезд расположен с южной стороны, выходящей в сад. Узкий лепной фриз опоясал дворец по всему периметру. Его рисунок очень прост — это расположенные друг за другом дубовые ветви.

Углы здания обработаны рустами. Между окнами первого и второго этажей размещены 28 барельефов работы знаменитого немецкого архитектора Андреаса Шлютера  которые в аллегорической форме рассказывают о борьбе России за выход к Балтийскому морю.

Главный вход дворца украшен прекрасным барельефом, который изображает римскую богиню справедливой войны Минерву в окружении трофейных пушечных стволов и знамен. Богиня чуть заметно улыбается. Над ее головой амуры держат царскую корону. Барельеф носит название «Торжество Минервы». Автором его также является Андреас Шлютер.

Интерьеры дворца

Петр I очень любил Летний дворец и жил в нем с семьей с весны до поздней осени. Нижний этаж занимал сам царь, а верхний — его жена Екатерина. Внутренние помещения дворца, как требовала того архитектура эпохи барокко, имеют анфиладное расположение (по семь комнат на каждом этаже). Больших залов во дворце нет.

На первом этаже располагается интересный по своей художественной отделке вестибюль. Его стены обшиты резными дубовыми панелями, которые отделены друг от друга пилястрами ионического ордера. Здесь тоже находится барельефное изображение Минервы, которое мастерски исполнил итальянский скульптор Н. Пино.

Со вкусом отделан и личный кабинет Петра I. В нем сохранились живописные плафоны работы Г. Гзеля, а также изразцовая печь — такие в то время были в моде в любимой Петром Голландии.

На втором этаже в Зеленом кабинете с петровского времени сохранилась первоначальная отделка стен. Свое название помещение получило из-за их цвета. Работы по оформлению интерьера производились русскими крепостными мастерами в конце 1710-х гг. Художественное убранство Зеленого кабинета составляют резные деревянные панно с живописным орнаментом. Также его украшают резные пилястры с позолоченными капителями и живописные медальоны с аллегорическими изображениями сторон света.

Интерьеры в Летнем дворце носили, прежде всего, домашний характер: небольшое количество комнат было рассчитано только на личные потребности царя и его семьи. Подсобных помещений, за исключением поварен, а также полутемных денщицкой и фрейлинской, не было. Этим, видимо, и объясняется то, что рядом с дворцом, со стороны  Фонтанки  было возведено большое здание так называемых людских покоев. Оно было почти в три раза больше самого дворца. Строили его в те же годы, что и дворец — с 1710 по 1712 г. Автором проекта также был Трезини.

Судя по сохранившимся чертежам, архитектура людских покоев имела много общего с архитектурой Летнего дворца: строго геометрическое анфиладное расположение комнат, одинаковая планировка первого и второго этажей. Прямоугольные окна обрамляют лепные наличники. На кровле была установлена балюстрада из точеных балясин и тумб с вазонами.

Вдоль южного и западного берегов искусственной гавани была построена одноэтажная каменная галерея. Она соединяла людские покои с дворцом Петра. Галерея выглядела очень стройной и легкой за счет большого количества высоких полуциркульных окон. На ее кровле также была установлена балюстрада. Фасады по углам украшали русты.

В галерее находились жилые комнаты с изразцовыми печами. В летнее время в них жили внуки Петра I: Петр (будущий император Петр II) и его сестра Наталья. Здесь же были комнаты дочерей Петра — царевен Анны и Елизаветы. В свободное время Петр I любил работать на токарном станке, и в одной из комнат размещалась небольшая токарная мастерская.

Сохранилась опись, в которой были указаны назначения некоторых помещений в людских покоях. Две комнаты были заняты голландскими плитками и картинами, в третьей находились ящики с кроватями, в четвертой — китайская посуда, в пятой — «поваренная» посуда. В отдельных помещениях хранились «конюшенные и судовые припасы», несколько комнат предназначалось для хранения царских одежд. В отдельных помещениях жили караульные солдаты и матросы, свои покои имел князь Федор Прозоровский, ведавший имуществом царицы, и кабинет-секретарь государя А. В. Макаров, ведавший канцелярией. Комнату занимал часовщик, комнату — портные, в двух жил столяр.

В людских покоях в ящиках хранилась подаренная Петру I прусским королем знаменитая Янтарная комната. Здесь же располагалась библиотека царя.

Вокруг дворца был разбит сад регулярной планировки, с прямыми аллеями, прудами, фонтанами и скульптурой.

Летний дворец был первым в Петербурге зданием с системой канализации. Вода подавалась в дом насосами и уходила в Фонтанку.

После смерти Петра I в 1725 г. в Летнем дворце проживали члены императорской фамилии и придворные. С 1740-х гг. для Летнего дворца наступила новая эпоха существования, связанная с тем, что на летний период он сдавался крупным сановникам. Именно тогда в здании проводились многочисленные переделки, которые исказили первоначальное убранство интерьеров и вызвали потерю многих реликвий, связанных с Петром I.

Через 100 лет, начиная с 1840-х гг. и до конца XIX в., в Летнем дворце никто не жил, а попасть в него могли лишь высокопоставленные особы с разрешения Гофинтендантской конторы.

Позднее в здании проходили исторические и художественные выставки. С 1934 г. Летний дворец является историко-бытовым музеем, посвященным эпохе Петра I. В 1947 г. после проведения восстановительно-ремонтных работ дворец вновь был открыт для посетителей. В 2004 г. Летний дворец и Летний сад были включены в комплекс Государственного Русского музея.

Внешний облик здания за минувшие три века мало изменился. Только сейчас он окажется менее высоким, так как из-за многолетней подсыпки грунта перестал быть виден цоколь.

Наб.  Кутузова, 2