Blue Flower

Михайловский замок в Санкт-Петербурге

С первого дня воцарения император Павел I решил осуществить свою давнюю идею строительства дворца-замка. Согласно многим источникам, император лично принимал участие в разработке этого проекта. Архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна хорошо понимали непрофессионализм императора. Они творчески переработали проект, сохранив при этом основной замысел.

Указом Павла I от 28 ноября 1796 г. строительство новой резиденции в Петербурге предусматривалось на месте бывшего Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. Обветшавшее здание было решено сломать, а на его месте возвести замок. Архитектурное руководство строительством было поручено В. И. Баженову, однако уже через три месяца работы возглавил итальянец В. Бренна.

Споры об авторстве проекта замка ведутся и по сей день. Предполагается, что первоначальный план здания был создан самим Павлом, и это подтверждают рисунки, обнаруженные в бумагах его жены Марии Федоровны. По-видимому, идея сооружения замка появилась у великого князя Павла Петровича во время путешествия по Европе в 1781-1782 гг., и уже в 1784 г. он обсуждал возможность ее осуществления со швейцарским художником А. Ф. Виоллье, который в течение двух лет, вплоть до 1786 г., работал над планами нового дворца.

26 февраля 1797 г. состоялась торжественная закладка замка. В ней помимо императора, императрицы и членов их семьи принимали участие иностранные послы и дипломаты, придворные, духовенство. На богато убранных столах с обеих сторон закладного камня стояли серебряные блюда, на которых лежали серебряные лопатки с именами Их Величеств, известь, яшмовые кирпичи с вензелями императора и императрицы и серебряные монеты. После молебна и пушечных выстрелов первый камень был заложен.

Работы по строительству замка велись и днем, и ночью. Император всячески торопил рабочих, количество которых достигало 6000 человек. В ночное время строившееся здание было освещено многочисленными факелами и фонарями.

При возведении замка использовались материалы, не только привозимые подрядчиками, но и со стройки Исаакиевского собора (например, мрамор, заготовленный для облицовки), из Пеллы и Царского Села, а также весь мрамор со складов Академии художеств.

Строительство дворца обошлось в астрономическую по тем временам сумму, которая составила 6 171 069 рублей. Это была самая дорогая постройка XVIII в.

Наконец 8 ноября 1800 г. состоялось освящение замка и его церкви во имя Архангела Михаила. После освящения и вплоть до 1 февраля 1801 г. — дня переезда царской семьи в новую резиденцию — замок был Открыт для всеобщего посещения. Любой житель города мог «любоваться роскошью и изяществом убранства созданных чертогов».

Внешне здание мало походит на другие дворцовые сооружения Петербурга того времени. В отличие от них замок кажется суровым и мрачным, холодно-замкнутым, обособленным от соседних зданий.

В плане замок представляет собой квадратное здание с восьмиугольным внутренним парадным двором и двумя небольшими световыми двориками. Каждый фасад замка имеет собственное архитектурно-художественное оформление.

Главный подъезд к новой императорской резиденции пролегал от Невского проспекта по Караванной улице, от которой территорию замка отделяла красивая ограда. По сторонам широкой кленовой аллеи расположились вытянутые в сторону замка здания экзерциргауза (манежа — ныне Зимний стадион) и конюшен (ныне в здании расположен СКА). В середине 1820-х гг. торцевые фасады манежа и конюшен, обращенные на Манежную площадь, перестроил архитектор К. И. Росси.

Аллея заканчивалась у двухэтажных павильонов — кордегардий (караулен, где размещалась стража, охранявшая царскую резиденцию). Считается, что эти павильоны в стиле раннего классицизма выполнены по проекту В. И. Баженова. Оба они построены в 1798-1800 гг. В плане павильоны представляют собой овалы, усложненные выступами. Нижние ярусы сооружений рустованы и украшены барельефными панно, а верхние подчеркнуты легкими ионическими колоннадами. Несмотря на небольшие размеры, они кажутся монументальными строениями.

За кордегардиями проходил канал, через который был перекинут подъемный деревянный мост. Через него путь шел на площадь Коннетабль (сейчас пл. Петра Великого), где во времена Павла I проходили смотры и парады войск.

В центре площади был установлен и освящен вместе с Михайловским замком памятник Петру I. Царь изображен в римской тоге с лавровым венком на голове и фельдмаршальским жезлом в правой руке. Надпись на постаменте, выполненном архитектором Ф. И. Волковым, гласит: «Прадеду правнук 1800». Этой надписью император Павел, которого его мать, Екатерина II, хотела лишить права престолонаследия, подчеркивал преемственность своей власти от великого прадеда, императора Петра I. На двух сторонах постамента расположены барельефы, символизирующие победы русской армии и флота под Полтавой и при Гангуте в годы Северной войны со шведами.

Замок был окружен со всех сторон рвами с водой, подъемны- v ми мостами, брустверами, чугунными решетками. Воскресенский канал, получивший свое название от главных замковых ворот, проходил в непосредственной близости от главного фасада. Благодаря этому создавалось впечатление, будто замок поднимается из воды. С южной стороны по сторонам Воскресенских ворот помещены высокие гранитные обелиски, украшенные воинскими доспехами. В нишах у обелисков когда-то располагались статуи Аполлона Бельведерского и Дианы (ныне они находятся в Летнем саду). Через Воскресенские ворота по подъемному мосту можно было попасть на парадный двор. Кстати, въезжать здесь разрешалось только императору, членам его семьи и иностранным послам.

С западной стороны замка за Церковным каналом, соединявшимся с Мойкой и Воскресенским каналом, находились Рождественские ворота, которые вели в треугольный световой внутренний дворик. С восточной стороны замка — у Фонтанки — стояли Зачатейские ворота, через которые можно было попасть во внутренний пятиугольный дворик.

Центральная часть главного — южного — фасада отмечена массивным портиком, покоящимся на мощном рустованном основании. Он завершен треугольным фронтоном и оформлен колоннами ионического ордера. В тимпане фронтона сохранился барельеф работы скульпторы П. Стаджи «История заносит на свои скрижали (скрижаль — доска со священным текстом) славу России». Аттик над фронтоном когда-то украшали фигуры богинь и статуи, олицетворявшие города России. Между фигурами богинь находился пышный раззолоченный картуш, увенчанный царской короной. Фриз главного фасада, облицованный красивым шокшинским порфиром, был украшен бронзовой надписью: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней».

Портик главного фасада облицован розовым и серым мрамором, однако по прошествии двухсот лет в условиях изменчивого и влажного петербургского климата мрамор стал тусклым, потерял свой первозданный блеск, а из-за наслоений копоти и грязи утратил первоначальный нежный светло-розовый оттенок. Нижний этаж и подвалы замка облицованы тесаным гранитом. У стен матово-красный цвет, необычный для зданий Петербурга.

Восточный фасад здания, обращенный к Фонтанке, оформлен гораздо скромнее. Он скорее похож на фасад частного богатого дома. В его центре сделан полуциркульный ризалит с шестью колоннами дорического ордера. На втором этаже расположен полукруглый балкон. В нишах по сторонам ризалита когда-то находились мраморные скульптуры Геракла и Флоры Фарнезских, которые, так же как Аполлон Бельведерский и Диана, были сделаны замечательным итальянским скульптором XVIII в. П. Трискорни.

От двери в центре ризалита шла высокая лестница к Фонтанке, которую впоследствии разобрали. На венчающем выступ куполе установлена небольшая сторожевая башня с флагштоком, на котором развевался императорский штандарт, если император находился в своей новой резиденции. В куполе размещались часы. Карниз восточного фасада, так же как и главного, был украшен многочисленной скульптурой.

Северный фасад замка, обращенный в сторону Мойки и Летнего сада, — это праздничная, светская композиция, напоминающая итальянскую виллу эпохи Ренессанса. Огромную лоджию бельэтажа поддерживают десять колонн дорического ордера, стоящих на широкой лестнице из сердобольского гранита. Центральная часть фасада выделена высоким аттиком, ранее украшенным пышным картушем. Барельефы на аттике в иносказательной форме прославляют реформаторскую деятельность императора Павла I.

В начале 1799 г. по личному распоряжению Павла из Царского Села были доставлены и установлены перед северным фасадом Михайловского замка трехметровые бронзовые статуи Геракла и Флоры, такие же, как мраморные на восточном фасаде. Это были копии скульптур из Национального музея в Неаполе, отлитые в размер оригиналов в 1780-х гг. в Академии художеств.

Изваяния первоначально были установлены на лестнице знаменитой Камероновой галереи и являлись предметом гордости Екатерины II, считавшей их главным украшением Царского Села.

После гибели Павла в 1808 г. статуи были возвращены в Царское Село, а перед северным фасадом замка их место заняли две копии, изготовленные из бетонной крошки. К 1980-м гг. они пришли в такое ужасное состояние, что их было решено заменить на вновь отлитые бронзовые копии. В 1997 г. перед зданием замка вновь появились трехметровые бронзовые статуи Геракла и Флоры Фарнезских.

Центр западного — церковного — фасада замка выделен выступающим далеко вперед корпусом церкви святого Архангела Михаила, которого Павел считал своим небесным покровителем. Выпуклый купол церкви переходит в позолоченный шпиль. Внутрь церкви ведет красивая высокая мраморная лестница с балюстрадой и вазами.

Когда-то и этот фасад замка выглядел более нарядно, чем сейчас. Он был украшен аллегорическими скульптурами Веры и Надежды, а также декоративным лепным карнизом. На месте окон третьего этажа, которых первоначально здесь не было, были помещены выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырех евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма.

Аттик завершался вызолоченным крестом и мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла также работы П. Трискорни. (Ныне эти скульптуры установлены перед главным фасадом лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла на Невском проспекте.) Всю эту стройную композицию венчала изящных пропорций колокольня с семью колоколами, верх которой украшал шпиль с крестом. Купол и шпиль были вызолочены, что придавало храму празднично-торжественный вид. 27 августа 1840 г. от удара молнии церковный шпиль сгорел и вскоре был заменен новым.

Фасады, выходящие на восьмиугольный парадный двор, украшены вензелями императора Павла, а в нишах второго этажа установлены сохранившиеся до наших дней аллегорические скульптуры: «Война», «Мир», «Победа», «Мудрость», «Любовь к Отечеству». Когда-то количество наружных изваяний доходило до 210. Как некогда Петр I лично занимался приобретением скульптуры для украшения Летнего сада, так и его правнук Павел I руководил покупкой скульптуры для Михайловского замка.

Интерьеры замка

Планировочное решение Михайловского замка — пример высокого мастерства компоновки самых различных по конфигурации помещений: прямоугольных, овальных, круглых, косоугольных.

На первом этаже находились покои наследника императора — великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с женой, а также покои младших сыновей императора — великих князей Константина и Николая. Там же размещались различные служебные помещения и жилые комнаты.

Третий этаж был предоставлен императорским дочерям, их гувернанткам и фрейлинам.

В помещения замка со стороны парадного двора вели четыре каменные лестницы. Помимо Парадной, одна лестница вела в церковь, одна — в кордегардию и одна — в жилые покои.

Каждый входящий в замок видел перед собой прежде всего строгую и величавую Парадную лестницу, которая, в отличие от пышно украшенной скульптурой и раззолоченными деталями Иорданской лестницы Зимнего дворца, кажется просто аскетичной. Мраморные ступени лестницы с балюстрадой ведут на первую площадку. Когда-то здесь в нише была установлена скульптура «Умирающая Клеопатра» (ныне находится в Иорданском вестибюле Эрмитажа). Эта скульптура работы П. Трискорни является мраморной копией знаменитой ватиканской статуи, которая привлекла внимание будущего императора Павла I во время заграничного путешествия в 1781-1782 гт.

В нишах над боковыми маршами лестницы были установлены статуи, аллегорически изображавшие «Благоразумие» («Осторожность») и «Правосудие», работы итальянских мастеров. Ныне обе статуи находятся в Эрмитаже.

Самый большой зал Михайловского замка — Воскресенский. Он занимает высоту двух этажей, его окна выходят на площадь перед замком и во двор. Зал был облицован светло-желтым искусственным мрамором, в нем не имелось ни штор, ни мебели. Он был весь пронизан светом. В простенках стояли резные золоченые торшеры, а на стенах были развешены больших размеров картины, изображавшие эпизоды из истории России.

Тронный зал, размещавшийся рядом, был так же высок, но значительно уже. Обивка стен и шторы были одинакового зеленовато-золотого цвета В глубине зала, в тридцати метрах от входа, стоял под огненно-красным балдахином императорский трон. В этом помещении были собраны немногие, но самые дорогие и роскошные предметы, присланные по заказу императора из Франции.

Арабесковая галерея высотой в один этаж была украшена лепниной, статуями в нишах, арабесками, разрисованными золотом цветными стеклами в дверях, вазами из разноцветного мрамора, колоннами и вазами из черного и фиолетового порфира.

Убранство Галереи Лаокоона составляли четыре гобелена со сценами из Нового Завета. Когда-то они были подарены Петру I во время его пребывания в Париже королем Франции Людовиком XV и находились в Тронном зале во втором Зимнем дворце Петра. После смерти императора они не использовались и позднее были помещены в Михайловский замок.

За очень светлым Овальным залом следовала огромных размеров Мраморная галерея, предназначавшаяся для приема кавалеров Мальтийского ордена. В ее убранство входили императорские гербы, вензели, укрепленные на стенах подсвечники. Стены были облицованы панелями из черного и красного мрамора, которые чередовались с барельефами и лепкой, изображавшей военные трофеи. Впоследствии галерею стали называть Георгиевским залом.

Далее можно было попасть в круглый зал — Мальтийскую тронную. Вдоль ее стен стояли шестнадцать фигур атлантов, поддерживавших купольное перекрытие. Стены были затянуты малиновым бархатом с золотым шитьем. Из такого же материала были выполнены балдахин и обивка трона, а также шторы на окнах.

Не меньший интерес представляли покои императрицы Марии Федоровны. По другую сторону Парадной лестницы, рядом с церковью, находился Зал антиков, весь уставленный античной скульптурой. Примыкавшая к нему под углом Галерея Рафаэля получила свое название благодаря четырем прекрасным шпалерам — копиям фресок Рафаэля в Ватикане. Галерея Рафаэля вела в Тронную Марии Федоровны. Стены Тронной были обиты таким же малиновым бархатом с золотым шитьем, как и в Тронной Павла I. Галерея Рафаэля также сообщалась с жилыми комнатами императора и императрицы. Рядом с будуаром императрицы находилась опочивальня императора. Ее стены были обшиты деревом, а два окна задрапированы голубой материей, расшитой серебром. На стенах размещались картины в резных золоченых рамах. Опочивальня одновременно была и кабинетом. Среди роскошного интерьера опочивальни выделялся великолепный письменный стол из красного дерева, выполненный по проекту В. Бренны. (В настоящее время стол находится в Павловском дворце.) А за роскошными ширмами стояла походная железная кровать императора. В опочивальне Павел I находился чаще всего. Здесь он и был убит.

После смерти Павла I царская семья покинула дворец. Убранство замка стали вывозить в другие резиденции, а помещения отдавать под казенные квартиры для чиновников и служащих. Так, в одной из квартир проживал архитектор Дж. Кваренги. Замок и парк стали приходить в запустение.

В 1820 г. Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу, а 23 февраля 1823 г. он был переименован в Инженерный. Во время приспособления замка под нужды училища многие дворцовые помещения были переделаны. Тогда же были засыпаны окружавшие замок рвы и разобраны мосты. В процессе реконструкции Манежной площади архитектор К. И. Росси переделал торцевые фасады экзерциргауза и конюшен со стороны площади, закрыв между ними проезд. Попасть на территорию замка стало возможным со стороны проложенной архитектором Инженерной улицы.

Главное инженерное училище располагалось во дворце и в годы советской власти.

В конце 1980-х гг. Михайловский замок был передан Государственному Русскому музею. В начале 1996 г. завершилась реставрация покоев великого князя Константина Павловича, находящихся в здании.

Сейчас в замке располагаются музейные экспозиции и Центральная военно-морская библиотека с уникальным книжным фондом.

Садовая ул., 2