Blue Flower

В годы Первой мировой войны из-за опасности захвата Петрограда неприятелем из петергофских дворцов были эвакуированы наиболее ценные вещи. Их упаковали, погрузили ив 1916 г. отправили в Москву. В остальном Петергоф оставался неизменным до весны 1917 г., до отречения Романовых от престола. Временное правительство достаточно быстро приняло решение превратить резиденцию в музей, подобно Версалю и другим королевским дворцам Европы, и создало для этой цели специальную комиссию из числа авторитетных искусствоведов во главе с А. Н. Бенуа. Нарком просвещения А. В. Луначарский настоял на возвращении всех эвакуированных предметов. Так началась музейная жизнь Петергофа.

А. Н. Бенуа отмечал здравый смысл, уважение к труду, природную бережливость и инстинкт пиетета, присущие русскому народу, которые и уберегли в дни бушующей стихии художественные сокровища от разгрома и разграбления. «Особенно ярко это явление сказалось на наших знаменитых загородных резиденциях,— писал А. Н. Бенуа в статье „Дворцы-музеи" в 1923 г. — В дни революционных ураганов по Петербургу ходили (а за границей и до сих пор ходят) слухи, будто все они спалены огнем и опустошены войсками, не сдерживаемыми дисциплиной. Велика же была и радость, когда эти слухи, выдававшиеся за вполне достоверные, оказались небылицей, и мы снова смогли посетить Царское, Павловск, Ораниенбаум и Петергоф и любоваться всеми их красотами, как ни в чем не бывало сознавая, что лучшие и интереснейшие стороны исчезнувшего остались запечатленными и для нас, и для будущих поколений». Таким образом, дворцы и парки Петергофа с их богатейшими коллекциями стали доступны для широкой публики. Сотрудники музеев производили опись сохранившихся предметов и инвентаризацию всего дворцового имущества. Под научным руководством исследователя русской архитектуры Н. И. Архипова, являвшегося в 1920-х годах директором петергофских музеев, активно велись и реставрационные работы. Была восстановлена регулярная композиция Верхнего сада, реставрированы стены и уступы Большого каскада, фонтаны «Солнце» и «Пирамида», заменены обветшавшие трубы Самсоновского водовода.

В соответствии со сложившимися традициями в Петергофе вновь начали устраиваться гуляния, театрализованные представления, праздничные иллюминации. В августе, когда заканчивались белые ночи, устраивались вечерние представления, особо любимые горожанами, во время которых фонтаны освещались цветными прожекторами. На некоторые праздники собиралось свыше ста тысяч человек. Большой популярностью стали пользоваться и петергофские музеи, показывавшие сформировавшиеся за многие годы коллекции живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В 1939—1941 годах Петергоф ежегодно посещали более миллиона человек.

Читайте далее: Петергоф в годы Великой Отечественной войны