Blue Flower

Когда в январе 1944 г. Петергоф был освобожден, было приято решение переименовать его в Петродворец, так как немецкое название тяжело воспринималось на фоне всех тех разрушений, что оставили после себя немецко-фашистские войска. Сразу же начались работы по возрождению дворцово-парко-вого комплекса. Прежде всего саперным частям Балтийского флота в течение достаточно долгого времени пришлось с риском для жизни уничтожать в парках и зданиях немецкие мины, бомбы и снаряды. Ими было обезврежено более 20 тысяч мин. Одновременно с ними начали свою работу музейные сотрудники и реставраторы. Они собирали сохранившиеся предметы и их фрагменты, делали обмеры, готовили планы реставрации. Активно занялись благоустройством Нижнего парка: разборкой завалов, лечением деревьев.

Благодаря энтузиазму ленинградцев, работавших на расчистке петергофских парков, летом 1945 г. стало возможным открыть для посетителей Нижний парк, хотя долго еще экскурсоводы вместо подлинных фонтанов и скульптур показывали фотографии, сделанные до войны. Парк без фонтанов казался как бы застывшим, незавершенным, производил печальное впечатление.

Наибольшим разрушениям подверглись фонтаны центральной части Нижнего парка. Несмотря на то, что их восстановление представляло чрезвычайную сложность и требовало больших материальных затрат, в конце 1945 г. было принято решение начать возрождение фонтанов именно с этой группы. Благодаря упорному труду реставраторов (мастеров фонтанного дела А. Смирнова, Н.Лаврентьева, П.Лаврентьева и многих других) уже 25 августа 1946 г. были введены в действие 38 водометов. После вынужденного шестилетнего перерыва вновь зашумели воды Большого каскада. Одновременно с ним были введены в строй Аллея фонтанов, Террасные и «Чаши». Открытие сопровождалось торжественным праздником. Еще не зажили раны, нанесенные войной, а из руин и пепла радостно вздымались светлые струи, как символ победы жизни над смертью и варварством. Первое послевоенное открытие фонтанов вошло в историю как второе рождение прекрасного памятника русской культуры.

На этом празднике место украденного фашистами Самсона занимала бронзовая ваза с цветами, окруженная веером фонтанных струй. Цветы на месте скульптурной группы напоминали о ее трагической гибели и в то же время говорили о ее будущем возрождении. Ответственная задача воссоздания всемирно известного памятника была поручена скульптору с ярко выраженной творческой индивидуальностью В. Л. Симонову. Он начал свою работу в 1946 г. Используя довоенные фотографии, в том числе и любительские, он сделал эскиз будущей группы, затем создал ее модель в треть реальной величины. После ее одобрения специальной комиссией, ранней весной 1947 г. началась колоссальная по сложности и трудоемкости работа над моделью в натуральную величину. В этой работе участвовал помощник Симонова скульптор Н. В. Михайлов. После этого на заводе «Монументскульптура» Самсон был отлит из бронзы. И вот, наконец, работа была закончена. 31 августа автомашина с огромным Самсоном выехала из ворот завода. Всю дорогу ее радостно приветствовали аплодисменты и восторженные возгласы горожан. Бронзовая скульптура благополучно прибыла на место, была установлена на свой пьедестал и позолочена.

14 сентября 1947 г. состоялось открытие фонтанов второй очереди, превратившееся в грандиозный народный праздник, и главным героем его, конечно, был возрожденный «Самсон, раздирающий пасть льва», воспринимавшийся отныне и как символ, увековечивший подвиг советских воинов, победивших фашизм. Раздались звуки фанфар, взлетели ракеты — сигнал к пуску фонтанов. И вот уже могучая струя воды, вырываясь из пасти поверженного льва, вновь, как и прежде, до войны, разбрасывает тучи водяной пыли и брызг и уходит вершиной своей высоко в небо.

С этого праздника началась новая страница в жизни петергофских парков. Как и в довоенные годы, ежегодно весной проводилось торжественное открытие сезона, росло число посетителей. Восстановительные работы продолжались безостановочно, с каждым годом расширялся их объем.

В художественном оформлении фонтанов и других парковых построек широко применялся камень, в основном мрамор. После войны не осталось ни одного мраморного сооружения, которое сохранилось бы без повреждений, многие были разрушены почти полностью. В тяжелых послевоенных условиях мастера-мраморщики Д. В. Ильин, Г. И. Лидин, В. М. Самарин вели восстановительные работы. Основным исходным материалом для реставрации были сохранившиеся детали, служившие эталоном для создания новых.

К началу 1950-х годов были восстановлены фонтаны «Адам» и «Ева», «Менажерные» фонтаны Монплезирского сада, каскады «Золотая гора» и «Шахматная гора». Продолжались работы по благоустройству парков, оздоровлению деревьев, высадка новых зеленых насаждений.

Из музеев первым после войны в 1952 г. открылся для посетителей павильон Эрмитаж, где благодаря своевременной эвакуации почти полностью сохранилась коллекция живописи голландских, фламандских, французских и итальянских мастеров XVII — XVIII веков, стекло русской работы.

Через несколько лет был восстановлен и открыт Монплезир. В 1964 г. посетители смогли увидеть первые отреставрированные шесть залов Большого дворца. В 1970-е годы был возрожден Верхний сад. В 1979 г. открылся после реставрации Коттедж, в 1982 г. возродили взорванный фашистами Марли. За большие заслуги в восстановлении художественных памятников Петерогофа наиболее искусные и талантливые реставраторы в 1972—1973 годах были удостоены государственных премий, орденов и медалей.

Но реставрационная работа не прекращалась. В 1986 г. распахнул свои двери обновленный Екатерининский корпус. В 1988 г. в западном корпусе Фрейлинского дома появился новый музей — музей семьи Бенуа. В 1997 г. для посетителей открылся Банный корпус и Грот, в 1999 г. — Готическая капелла в Александрии и Путевой дворец в Стрельне, в 2001 г. начал работать для посетителей Кухонный корпус. В 2002 г. в корпусе «Под гербом» Большого дворца начала функционировать выставка «Особая кладовая Петергофа», где можно увидеть императорские драгоценности, золото, серебро, фарфор, предметы туалета, бальные платья и мундиры прошлых веков. В отреставрированном Верхнесадском доме расположился Музей частных коллекций. В 2004 г. был отреставрирован деревянный Вольер и открыты совсем новые музеи — Музей велосипедов и Музей яхт. Музей фонтанного дела рассказывает об истории создания и нынешнем функционировании уникального фонтанного комплекса Петергофа. В 2007 г., открылся еще один новый музей — Музей игральных карт.

За прошедшие после войны годы руководству музейного заповедника удалось собрать у себя тысячи экспонатов взамен утраченных. Это живопись, графика, мебель, предметы прикладного искусства — словом, все, что так или иначе связано с жизнью императорской семьи и ее окружения.

В 2003 г. были отреставрированы фасады Церковного корпуса Большого дворца, воссоздано его историческое пятиглавие. В 2005 г. после долгой реставрации были открыты для посетителей Царицын и Ольгин павильоны.

Кроме того, оставаясь первоклассным музейным комплексом, Петергоф возобновил и свою общегосударственную миссию. Так, например, главы многих государств и правительств в Тронном зале Большого дворца 31 мая 2003 г. отмечали трехсотлетие Санкт-Петербурга, присутствовали на пуске фонтанов, на фейерверках в Нижнем парке. Использование Петергофа государственными деятелями высокого ранга в качестве официальной резиденции вновь, как и в прежние времена, становится нормой.

Сейчас Государственный музей-заповедник(ГМЗ) «Петергоф» объединяет сады и парки площадью более 1000 гектаров и 20 отдельных музеев, число которых с каждым днем увеличивается.

В 1997 г. ГМЗ «Петергоф» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России и вошел в перечень памятников мирового наследия ЮНЕСКО. Ежегодно гостями «столицы фонтанов» бывают более трех миллионов человек.