Blue Flower

После первого раздела Польши в 1772 г. большое число евреев стало подданными Российской империи, а в Петербурге в то же время стала формироваться первая еврейская община. В 1802 г. евреи купили участок земли на Вол-ковом лютеранском кладбище, в 1830 г. в городе появилась первая еврейская молельня, в 1868 г. на Вознесенском проспекте открылась временная хоральная синагога. К тому времени еврейская община столицы насчитывала порядка 10 000 человек.

В 1869 г. было получено разрешение на строительство постоянного храма. При этом было оговорено, что в пятидесяти саженях (это чуть более ста метров) от него не должно быть церкви, даже домашней, наконец через десять лет такое место нашли, и администрация подтвердила разрешение. Место это находилось на Большой мастерской (теперь — Лермонтовский пр.). в разрешении также указывалось, что здание не должно отличаться роскошью.

В 1869 г. было утверждено постановление Кабинета министров о строительстве в Петербурге постоянной синагоги. Для этого учредили специальный комитет во главе с бароном Г. О. Гинцбургом — одним из богатейших людей того времени, который и пожертвовал основную часть средств на возведение храма. При этом было оговорено, что в пятидесяти саженях (это чуть более ста метров) от него не должно быть церкви, даже домашней, наконец через десять лет такое место нашли, и администрация подтвердила разрешение. В 1879 г. под строительство приобрели участок земли на Большой Мастерской улице (совр. Лермонтовский пр.).  В разрешении также указывалось, что здание не должно отличаться роскошью.

В том же году был объявлен конкурс на лучший проект синагоги. Экспертную комиссию возглавил известный критик и знаток искусств В. В. Стасов (сын знаменитого архитектора), рекомендовавший выполнить здание в арабско-мавританском стиле. В итоге выбрали проект Л. И. Бахмана и И. И. Шапошникова. В 1880 г. он был одобрен Городской управой, однако Александр II проект не подписал, повелев переделать его «в более скромных размерах». Архитекторам пришлось значительно уменьшить объемы здания и отказаться от большого купола над главным залом, в результате чего количество мест для молящихся существен но сократилось. В таком виде император и утвердил проект.

В 1883 г. строительные работы наконец начались. Возглавил их архитектор А. В. Малов, куратором был Н. Л. Бенуа. Возведение стен и перекрытий завершили к 1888 г., затем еще более пяти лет продолжалась отделка интерьеров. Торжественное освящение храма состоялось 8 декабря 1893 г.

Храм, которому надлежало выглядеть скромно, все равно стал истинным украшением этой части города. Его архитектура в традициях древнееврейского зодчество носит спокойный торжественный характер. Центр здания оформлен ризалитом и порталом в виде арки с парными колоннами. И центральный, и два боковых ризалита дополняет множество декоративных деталей, придающих синагоге монументальность. Композицию завершает сферический купол, покоящийся на четырехугольной башенке со скошенными углами.

С большим вкусом выполнено и внутреннее убранство храма. По бокам богато оформленного центрального зала устроены хоры, поддерживаемые колоннами, с молитвенными местами для женщин. Всего же синагога может вместить в себя до 1200 человек. Зал освещает великолепная люстра на 250 ламп, покрытая сусальным серебром (первоначально она была газовой). Вестибюль здания знаменит своей потрясающей акустикой: слово, сказанное здесь шепотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров. Выделяется место для чтения Торы и ковчег, украшенный тонкой резьбой. В 1909 г. вдоль храма соорудили ограду из гранитных блоков с ажурной металлической решеткой, изготовленной на заводе К. А. Винклера по проекту Я. Г. Гевирца. 

В 1929 г. постановлением президиума Ленсовета еврейская религиозная община в Петербурге была ликвидирована. В следующем году закрыли и Большую хоральную синагогу. Однако после жалоб ленинградских евреев во ВЦИК она была вновь открыта и впредь «никогда не прекращала своей деятельности.

В годы блокады во двор синагоги свозили трупы погибших от Голода ленинградских евреев. Отсюда их вывозили на Еврейское Преображенское кладбище, где хоронили в братских могилах.

После завершения войны религиозная жизнь города продолжала протекать под постоянным надсмотром властей. В те годы многие служители синагоги были арестованы и осуждены «за сионистскую деятельность».

В 1978 г. — в преддверии Московской олимпиады проводилась реконструкция и ремонт синагоги, попавшей в число основных экскурсионных объектов города. Работами руководил архитектор К. А. Плоткин. Затем здание на Лермонтовском реставрировали в конце 1990-х гг.

Сегодня Большая хоральная синагога — единственная в Петербурге и вторая по величине в Европе. Она по-прежнему остается культурным и общественным центром евреев, живущих в Северной столице. При синагоге имеются два детских сада и две школы. На учете благотворительного центра храма состоит более тысячи больных и пожилых людей, которым регулярно оказывают помощь. В здании работает некоммерческий магазин «Кошер» с отдельным входом.

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга

Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.