Blue Flower

Скульптор Иван ПрокофьевИван Прокофьевич Прокофьев родился в Петербурге 25 января 1758 г. Отец будущего скульптора служил в конюшенном ведомстве «закройным мастером».
В 1764 г. мальчика отдали в Воспитательное училище при Академии художеств. В 1771 г. его перевели в скульптурный класс Академии, где преподавал известный педагог Н. Ф. Жилле. В 1774 г. за композицию «Распятие Господа нашего Иисуса Христа» юноша получил Малую серебряную медаль. Через два года его перевели в класс исторической скульптуры к Ф. Г. Гордееву.
В 1778 г. за скульптурную группу «Авраам, приносящий сына своего Исаака в жертву» Прокофьев получил Малую золотую медаль. За следующий барельеф «Проклятие Хама» — Большую золотую медаль. В 1779 г. Прокофьев вышел из Академии художеств в звании художника 14-го класса.
Успешное окончание Академии давало право на бесплатную пенсионерскую поездку за границу для дальнейшего обучения. В 1779 г. Прокофьев уехал в Париж, где некоторое время брал уроки у одного из самых известных французских скульпторов того времени П. Жюльена. Юноша много рисовал с натуры, делал зарисовки декоративных статуй Версальского дворца.
Непосредственным восприятием живой натуры было отмечено все дальнейшее творчество скульптора. В 1780 г. в Париже он выполнил бюст княгини Е. И. Гагариной и мраморную статуэтку «Спящий мальчик». В 1782 г. Прокофьев прислал в Императорскую Академию художеств терракотовые фигуры «Морфей — бог сна» и «Моисей». За статую Моисея от Парижской академии художеств он получил Малую серебряную медаль.
В 1783 г. по заданию Парижской академии Прокофьев выполнил барельеф «Воскресение мертвого, брошенного на кости пророка Елисея», за который был признан достойным золотой медали. Но поскольку иностранным пенсионерам золотые медали не вручали, Прокофьев получил свидетельство за подписями секретаря и членов Академии. В документе значилось, что он «в течение своего четырехлетнего пребывания во Франции отличился как поведением, так и трудом, постоянно посещая школу и моделируя, за что получил Малую серебряную медаль и признан был достойным конкурировать на большую премию».
В 1784 г. молодой человек вернулся в Россию. Его обратная дорога прошла через Германию, где Прокофьев пользовался успехом как портретист. В следующем году за скульптурную композицию «Актеон, преследуемый собаками» он получил звание академика. Тогда же молодой ваятель начал преподавать в Академии художеств, ему было поручено руководство скульптурным и медальерным классами.
В эти же годы началась творческая работа Прокофьева в России. Для здания Академии художеств он выполнил барельеф «Гений и художества», а также серию гипсовых рельефов для парадной лестницы. Кроме того, он стал автором 16 кариатид и 28 барельефов для Публичной библиотеки и скульптурного оформления дома И. И. Бецкого на Миллионной улице.
В 1793 г. Прокофьев как представитель Академии вошел в комиссию «для осмотру и описи бюстов и статуй, состоящих в дворцовых садах в Петергофе». В 1794 г. он стал адьюнкт-профессором. В 1797 г. скульптор составил каталог статуй Петергофа и следующие два года занимался их реставрацией. В 1800 г. он получил звание профессора.
Прокофьев принял непосредственное участие во всех масштабных работах начала XIX в. Он создавал рельефы для Павловского дворца и Михайловского замка, реставрировал статуи в Гатчинском парке, занимался оформлением петергофских фонтанов — для Большого каскада мастер выполнил статую «Пастушок Акид», аллегорическую фигуру «Волхов» (парную к статуе Ф. Ф. Щедрина «Нева») и скульптурную группу «Тритоны». По модели Прокофьева также были отлиты бронзовые львы, установленные на парапете у основного водоема Львиного каскада.
В 1806-1807 гг. для строившегося Казанского собора скульптор выполнил 15-метровый барельеф «Поклонение медному змию» (расположен на аттике). В 1810 г. для главного фасада здания Биржи Прокофьев создал скульптурную группу «Нептун с двумя реками — Невой и Волховом». В 1815 г. по модели ваятеля были отлиты бронзовые львы, установленные у пристани на Адмиралтейской набережной.
Мастер пробовал себя и в области скульптурного портрета. В 1802 г. он выполнил парный портрет конференц-секретаря Академии художеств А. Ф. Лабзина и его супруги А. Б. Лабзиной.
После внезапной смерти М. И. Козловского Прокофьеву был передан скульптурный класс Академии художеств. Также скульптор состоял руководителем медальерного класса и преподавал обработку мрамора. В 1819 г. Иван Прокофьевич получил звание старшего профессора.
Более сорока лет занимаясь преподавательской деятельностью в Академии художеств, Прокофьев воспитал огромное количество талантливых скульпторов, среди которых были И. П. Витали, Ф. П. Толстой и многие другие.
В 1821 г. во время занятий в Академии у мастера случился апоплексический удар. Его правая рука и нога оказались частично парализованными. Несмотря на это, ваятель продолжал работать.
Иван Прокофьевич Прокофьев умер 10 февраля 1828 г. Он провел насыщенную творческую жизнь и оставил потомкам более 400 работ. Его творчество оказало значительное влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры. Отвечая на запрос министра Императорского двора, Совет Академии художеств охарактеризовал Прокофьева как одного из самых знаменитых скульпторов.