Blue Flower

Архитектор Иван СтаровИван Егорович Старов родился 5 февраля 1744 г. в Москве в семье священнослужителя. Учился он в школе для детей «духовного чина», а когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, родители будущего архитектора отдали его в гимназию при Московском университете. Старов стал одним из первых питомцев этой школы. Через три года после открытия университета по инициативе Ивана Шувалова в Москве была основана Академия трех знатнейших искусств — позже Академия художеств. Вскоре ее перевели в Петербург. По всей вероятности, вместе с Академией в Петербург переехал и ее ученик Иван Старов.
Обучение в Академии велось по-европейски. Специально для преподавания архитектуры из Франции был приглашен архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. С самого основания Академии художеств педагогом в ней был А. Ф. Кокоринов. Он был в числе первых ее профессоров, а с 1761 г. стал ее директором. Именно в этом году по результатам экзаменов Иван Старов занял первое место по архитектурному классу. Первый выпуск Академии художеств состоялся в 1762 г., и Старов был в числе выпускников. По окончании Академии ему вручили шпагу — знак личного дворянства, а за успехи и несомненный талант — золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку. Выезжающим за границу выплачивали пансион, а молодые люди назывались пенсионерами.
Старова направляют во Францию для изучения «славнейших древностей». Осенью 1762 г. Старов прибывает в Париж. Париж в те времена был художественным центром Европы. В Париже молодой человек практиковался у архитектора Шарля де Вайи. Де Вайи был выдающейся личностью своего времени, современным и разносторонне образованным художником. Вначале Старов знакомился с проектами знаменитых зодчих, копируя их. Затем начал проектировать сам, руководствуясь программой французской Королевской Академии архитектуры — одного из лучших высших художественных заведений в Европе.
Пробыв в Париже пять лет, Старов выезжает в Италию и через Турин, Парму, Модену, Болонью и Флоренцию прибывает в Рим. Художественная жизнь Рима того времени была очень насыщенной. В Вечный город со всей Европы устремлялись люди искусства, писатели и ученые, археологи и историки. И, конечно же, архитекторы. Старов пробыл в Риме год. Он изучал античные памятники, осматривал, обмерял и описывал их, познакомился с творчеством А. Палладио — зодчего и теоретика итальянского Возрождения.
В 1768 г. архитектор возвращается в Петербург, и уже в следующем году выполняет свой первый самостоятельный проект здания Сухопутного шляхетского корпуса. В 1772 г. Старова определяют в Комиссию о каменном строении Петербурга и Москвы. В задачи Комиссии помимо работ в столицах входило регулирование строительства в других городах. Именно здесь Старов вплотную соприкоснулся с практикой градостроительства. В течение двух лет с его участием разрабатываются проекты планировки древних русских городов: Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. По генеральному плану, разработанному Старовым, началась застройка Осташкова.
В середине 1770-х гг. творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. В окрестностях Петербурга архитектор занимается усадебным строительством для многих петербургских вельмож, строит в Москве и Подмосковье. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам Г. А. Потемкина. Оценив талант и мастерство архитектора, всемогущий фаворит поручает ему большие частные и государственные заказы.
В 1776 гг. И. Старов приступает к строительству Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 г. Благодаря таланту архитектора, строгий и величавый собор прекрасно вписался в сложный ансамбль лавры, складывавшийся на протяжении почти шести десятков лет.
В 1782 г. начинается строительство Конногвардейского дома, названного впоследствии Таврическим дворцом. Дворец проектировался как загородная усадьба и находился неподалеку от казарм Конногвардейского полка. Отсюда его первоначальное название. Дворец светлейшего князя Потемкина-Таврического принадлежал своему владельцу немногим больше года. После его смерти дворец отошел в казну, но Екатерина II по-прежнему любила там бывать и временами даже жила в нем.
Семидесятые годы XVIII столетия ознаменовались успешной борьбой России за утверждение на берегах Черного моря. В результате приобретения новых земель возникла острейшая задача их скорейшего освоения. Для юга России архитектор выполняет обширнейшие проектно-строительные работы. Новый город Екатеринослав должен был показать мощь и величие Российского государства и стать его третьей столицей. Композиционным центром города должен был стать дворец князя Потемкина, раннее построенный Старовым. Генеральный план Екатеринослава, разработанный Старовым, явился не только яркой страницей в творческой биографии архитектора, но и событием в истории всего отечественного градостроения. Проектирует архитектор постройки и для города Николаева. Последней работой зодчего, связанной с именем Потемкина, был мавзолей князя, установленный в имении графини Браницкой.
В 1783 г. зодчему поручают восстановление Князь-Владимирского собора, построенного Ринальди и сильно пострадавшего от пожара. Старов очень бережно отнесся к архитектурному наследию Ринальди и, насколько возможно, сохранил его. Тогда же по проекту Ч. Камерона зодчий строит Софийский собор в Царском Селе.
С 1786 г. Старов был главным архитектором руководящего архитектурного органа России — «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Он возглавил работы в Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Наиболее крупные работы проводились в Зимнем дворце. Интерьеры, созданные Растрелли, перестали отвечать вкусам хозяев и моде того времени. По проектам Старова и Кваренги парадная половина дворца была перестроена в классицистическом стиле.
Несмотря на огромную занятость, Старов всегда тяготел к преподавательской работе, но по разным причинам ему это удавалось далеко не всегда. Лишь в 1785 г., после присвоения ему звания профессора, преподавательская работа в Академии становится регулярной. С 1791 г. Старов состоит в числе членов Совета Академии. Спустя два года ему пожалован орден св. Владимира третьей степени, а в 1794 г. зодчего избирают адьюнкт-ректором архитектуры.
С 1800 г. архитектор осуществлял контроль над сооружением Казанского собора.
Иван Егорович Старов скончался 5 апреля 1808 г., когда ему было чуть более 64 лет. Могила архитектора находится на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре.