Blue Flower

Скульптор Иван ТеребеневИван Иванович Теребенев родился в Петербурге 10 мая 1780 г. в семье скульптора-орнаменталиста И. Е. Теребенева. Склонность к рисованию обнаружилась у мальчика с раннего детства. Ребенку не исполнилось и шести лет, когда отец отдал его в Воспитательное училище при Академии художеств. Ивана тянуло к живописи, но в те времена предпочтения учеников далеко не всегда принимались во внимание. Теребенева определили в скульптурный класс, что, впрочем, не сказалось отрицательно на его формировании как художника. С самого начала обучения педагоги отмечали прилежного и способного воспитанника. Его наставником был М. И. Козловский. С 1797 г. Теребенева дважды награждали серебряными медалями «за лепление с натуры».
В 1799 г. император Павел I приказал установить конную статую Петра I, выполненную еще скульптором Б. К. Растрелли, на площади Коннетабля (так называлась площадь перед Михайловским замком). Проект пьедестала разработал архитектор В. Бренна, но его не утвердили. Создание нового проекта было поручено Академии художеств. Работы велись в крайней спешке. К созданию барельефов для пьедестала памятника под непосредственным руководством Козловского были привлечены студенты Академии художеств Демут-Малиновский и Теребенев, который выполнил барельеф «Полтавская баталия».
В 1800 г. Теребенев вышел из Академии с Малой золотой медалью, получив при этом аттестат первой степени и шпагу. Скульптор был оставлен пенсионером при академии, но очень скоро он избрал путь самостоятельного творчества. В начале XIX в. оказалась востребованной профессия скульптора-декоратора. Огромное количество строительных работ в Петербурге и его окрестностях требовало привлечения мастеров, способных создавать разнообразные украшения фасадов и внутренних помещений. К декоративной пластике обратился и Теребенев. Он принимал участие в украшении многих жилых домов города, а также Павловского дворца.
В 1805 г. Теребенев уехал в Тверь. Там он стал преподавать рисование в одной из городских гимназий. Однако педагогическая деятельность не была призванием молодого скульптора. «В Твери так скучно, что я ни в чем не нахожу ни пользы, ни удовольствия», — писал он одному из своих друзей.
В 1807 г. молодой педагог получил отставку и вернулся в Петербург, где снова стал заниматься выполнением заказов, связанных со скульптурным оформлением зданий.
Одной из самых значительных работ Теребенева стало украшение дома купца Ф. Ильина на наб. Фонтанки, 41, построенного архитектором Л. Руска. (Сейчас в этом здании размещается Концертный зал «Дом Кочневой».) В частности, Иван Иванович выполнил рельефные фризы на мифологические сюжеты: «Поклонение Гермесу», «Встреча Афродиты с Аполлоном», «Жертвоприношение».
В 1812 г. вместе со скульпторами Ф. Ф. Щедриным, В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым Теребенева пригласили для скульптурного оформления нового здания Адмиралтейства, построенного архитектором А. Д. Захаровым. По контракту в достаточно сжатые сроки Иван Иванович должен был исполнить несколько барельефов для фронтонов здания и скульптуру для парадной лестницы, согласуя все эскизы непосредственно с А. Д. Захаровым. Лейтмотивом всей адмиралтейской пластики была тема возрождения русского флота. Так, скульптор выполнил рельефы «Летящие Славы» над арками Адмиралтейства, барельеф «Заведение флота в России» на фронтоне главной башни. Барельефы на четырех фронтонах боковых портиков — «Венчание трудов художников», «Афина, награждающая за военные и морские подвиги», «Слава, венчающая военные подвиги» и «Слава, венчающая науки» — тоже результат усердной работы Теребенева. Уже после смерти скульптора летом 1818 г. по сторонам парадной лестницы Адмиралтейства были установлены фигуры Геракла и Афины, а в нишах вестибюля — статуи Гермеса и Аполлона.
Также мастер принимал участие в работах по оформлению Аничкова дворца и здания Биржи.
Другой большой работой скульптора стало полное оформление Нарвских триумфальных ворот, построенных архитектором Дж. Кваренги в честь победы в войне с Наполеоном. Деревянные ворота Кваренги простояли 15 лет и были разобраны в 1829 г. Вместо них возвели каменные Нарвские ворота (архитектор В. П. Стасов), которые мы видим и сегодня, но над их украшением работали уже другие скульпторы.
Однако настоящую известность Теребеневу принесли не скульптурные работы, а его знаменитые графические листы — карикатуры, выполненные им в период Отечественной войны 1812 г. Выразительные по рисунку, интересные и остроумные по замыслу, карикатуры высмеивали Наполеона, его маршалов, генералов и армию и прославляли патриотизм и мужество русского народа. «Крушение всемирной монархии», «Русский Сцевола», «Угощение Наполеона в России», «Русская баня», «Ретирада французской конницы» и многие другие действительно прославили Теребенева. Имя скульптора стало настолько популярным, что появление какого-либо нового рисунка в этом стиле сразу приписывалось ему. Всего Теребенев выполнил около 52 карикатур на военные темы. Именно ему политическая карикатура как самостоятельный жанр в России обязана своим становлением.
16 января 1815 г. Иван Иванович Теребенев умер от простуды. Он был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. Могила скульптора не сохранилась.