Blue Flower

Скульптор Иван ВиталиДжованни (Иван Петрович) Витали родился 26 февраля 1794 г. в Петербурге в семье итальянского лепщика и формовщика Пьетро Витали, который еще юношей приехал в Россию и работал при Академии художеств.
Начальное образование мальчик получил в Иезуитской школе при соборе Св. Екатерины. С детских лет он вращался в среде художников и скульпторов, был окружен предметами искусства. Пьетро часто брал сына в мастерские Академии художеств, где работал сам, и первые навыки скульптурной работы юный Джованни получил именно от отца. Однажды в литейной мастерской мальчик увидел, как известный мастер В. П. Екимов занимается чеканкой скульптурной группы «Тритоны», только что отлитой для петергофского фонтана «Нептун». Придя домой, Джованни по памяти вылепил эту композицию из глины.
В 1810 г. в Петербурге открылась скульптурная мастерская Агостино Трискорни. Ее хозяин оценил дарование мальчика, и юный Витали стал брать у него уроки. Именно там он научился чувствовать фактуру материала, попробовал свои силы в чеканке, лепке и работе с мрамором. Кроме того, с 1806 по 1818 г. Витали как вольно-приходящий посещал скульптурный класс Академии художеств, где занимался у И. П. Прокофьева.
В 1818 г. А. Трискорни поручил молодому скульптору руководство московским филиалом мастерской, и Витали переехал в бывшую столицу. Здесь его ждал огромный объем работы. После пожара 1812 г. в Москве заново строились целые районы города, возводились общественные здания и дворянские особняки. Витали выполнил декоративные скульптуры для зданий Опекунского совета, Технического училища, Сиротского института, статуи для фонтанов на Лубянской и Театральной площадях, большое количество надгробий и декоративных рельефов.
В 1826 г. было решено заменить обветшавшую деревянную Триумфальную арку, сооруженную на Тверской улице в честь победы над Наполеоном, каменной. Новую арку возвели у Тверской заставы. Над ее скульптурным оформлением работал Витали, по проекту которого была выполнена колесница Славы и рельеф «Освобождение Москвы».
Одной из лучших работ скульптора в московский период его творчества стал портрет князя Н. Б. Юсупова, выполненный в 1830-е гг.
В 1831 г. совместно с художниками Е. И. Маковским и А. С. Ястребиловым Витали организовал Натурный класс, размещавшийся в частной квартире, и некоторое время был в нем преподавателем.
В Москве Витали подружился с К. П. Брюлловым, который некоторое время даже жил на квартире скульптора. Тогда Витали начал работать над бюстом Брюллова, за который в 1838 г. получил от Академии художеств звание неклассного художника. (Через два года за бюст художника В. К. Шебуева Витали было присвоено звание академика.) Именно Карл Брюллов помог Витали получить большой многолетний заказ на оформление Исаакиевского собора, требовавший возвращения в Петербург. В то время многие русские художники и скульпторы считали большой честью принимать участие в оформлении этого грандиозного архитектурно-художественного памятника эпохи. Витали посчастливилось войти в их число.
В 1841 г. скульптор прибыл в Петербург. Здесь он начал преподавать в Академии художеств, а год спустя получил звание профессора. Но главным делом для него оставалось оформление Исаакиевского собора. О значимости выполнявшейся работы может свидетельствовать тот факт, что перед отправкой в литейную мастерскую все скульптуры — для определения качества и соответствия замыслу архитектора — проходили через специально для этого созданную комиссию, состоявшую из профессоров Академии художеств.
Работе над оформлением Исаакиевского собора Витали посвятил около пятнадцати лет своей жизни. С 1841 по 1855 г. для этого храма скульптор вместе с учениками выполнил более 300 статуй и барельефов, композиции двух фронтонов, пластическое убранство наружных и внутренних дверей, сводов и барабана главного купола. Среди работ мастера были скульптурные группы «Ангелы со светильником» по углам аттика собора, рельеф «Поклонение волхвов» на южном фронтоне, рельеф «Святой Исаакий Далматский» на западном фронтоне, четыре скульптуры евангелистов на вершинах фронтонов портиков и рельефы трех двустворчатых бронзовых дверей. При создании своих скульптур Витали в числе первых стал использовать гальваническую медь. За исполнение барельефов Исаакиевского собора он был награжден орденом Св. Анны III степени.
С 1845 по 1849 г. скульптор занимался созданием 18 женских фигур, «представляющих победу русских армий и приобретение разных земель» для Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве. За эту работу Иван Петрович был пожалован золотой медалью «В память возведения Московского Кремлевского дворца».
В 1850 г. Витали получил почетную должность скульптора при Императорском Эрмитаже.
В 1851 г. по заказу Николая I в честь пятидесятой годовщины со дня трагической смерти императора Павла I была отлита по модели скульптора и установлена перед Гатчинским дворцом статуя для памятника императору. Позднее такой же памятник установили перед Павловским дворцом.
Тогда же Витали выполнил бюсты императрицы Марии Федоровны и великой княжны Александры Николаевны.
В 1852 г. скульптор создал мраморную статую Венеры, отличающуюся тонким изяществом моделировки, гармонией контуров и умелой обработкой мрамора. По мнению многих искусствоведов, эта фигура считается самой значительной работой, выполненной в последние годы жизни Витали. В своей книге «История скульптуры» один из крупнейших художественных критиков барон Н. Н. Врангель писал об этой статуе: «Прелестная и изысканная „Венера", исполненная художником в Петербурге на склоне лет, — одно из лучших его созданий». За эту работу, а также «по вниманию к отличному таланту» скульптор был награжден орденом Св. Анны II степени.
В 1854 г. Витали получил заказ от императора Николая I на изготовление памятника адмиралу В. А. Корнилову для города Севастополя, но из-за болезни мастер уже не смог осуществить свой замысел.
Количество работ, выполненных скульптором, удивляло современников. В одном из отзывов только за 1845 г. отмечалось: «Число произведений важных, прекрасных и огромных, исполненных в течение одного года, почти невероятно! Но таково свойство людей гениальных: они творят изящно, легко, свободно».
Преждевременная смерть скульптора в результате тяжелой болезни прервала многие его работы, в частности, над оформлением Исаакиевского собора. Завершение строительства проходило уже без его участия. Иван Петрович Витали умер 5 июля 1855 г. в Петербурге на своей даче за Выборгской заставой. Его похоронили на Волковском лютеранском кладбище. В 1936 г. его прах был перенесен в Некрополь Александро-Невской лавры. На надгробном памятнике установлен мраморный бюст скульптора работы его ученика А. Е. Фолетти.