Blue Flower

Архитектор Юрий ФельтенЮрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен родился в 1730 г. в Петербурге в семье эконома Академии наук Матиаса Фельтена. Учиться будущего архитектора отдали в гимназию при Академии наук. После гимназического курса он оказался достаточно подготовленным, чтобы продолжить образование в университете. Выбор пал на Тюбингенский университет в Германии, где в то время преподавал один из его родственников. Одновременно юноша путешествовал по стране, изучая архитектуру. Во время путешествий он накапливал впечатления и знания, знакомился с последними достижениями европейского зодчества. Строительную практику Фельтен прошел, работая на постройке Нового дворца герцога Виртембергского в Штутгарте. Все виденное в Германии стало хорошей школой, заложило прочную основу в архитектурном мышлении и, несомненно, повлияло на все дальнейшее творчество архитектора.
Германия удержала молодого Фельтена ненадолго. Осенью 1749 г. он вернулся в Петербург. В Петербурге юноша продолжил образование в Архитектурной палате при Академии наук и художеств. Вместе с Рейнгольдом Ашем Фельтен оказался первым студентом-архитектором. Основы архитектурной профессии в академии преподавал И. Я. Шумахер, который не только обучил своего способного ученика «рисованию планов, профилей и фасадов», но и приобщил к практической деятельности. Незаурядные способности и хорошая предшествующая подготовка быстро продвинули талантливого студента в занятиях при Академии. В ноябре 1751 г., одолев необходимый курс наук, юноша подал прошение об определении его на службу. И уже с марта 1752 г. он был зачислен в Академию архитекторским гезелем (гезель — ученик архитектора).
Дальнейшие архитектурные навыки он получил на строительстве Зимнего дворца, работая помощником у Ф. Б. Растрелли. Вскоре Фельтен был произволен в архитекторы и стал первым помощником маститого зодчего. Построенный дворец уже не отвечал вкусам новой императрицы, и вскоре Растрелли был уволен со службы. Ближайшему помощнику зодчего Фельтену пришлось завершать дело, начатое его наставником, а вскоре и приступить к самостоятельному проектированию. Одной из таких работ было завершение строительства Воскресенского Новодевичьего (Смольного) монастыря и приспособление его зданий для первого в стране женского учебного заведения — Института благородных девиц. Одновременно на Фельтена было возложено проектирование и строительства Училища для мещанских девиц. Его предполагалось возвести на «смольном запасном дворе», севернее монастырского комплекса (позднее Александровский институт, ул. Смольного, 5).
В 1762 г. Фельтен назначается главным архитектором Конторы строения домов и садов, сменив на этом посту Растрелли. В этом качестве в 1762-1770 гг. он руководил всеми наиболее значимыми работами в Петербурге. Эти годы явились периодом становления и расцвета таланта архитектора. В первую очередь его имя связано с созданием замечательного сооружения, ставшего началом современного музея — Государственного Эрмитажа. Здание предназначалось для размещения все увеличивающихся художественных коллекций Екатерины II. Здания Старого Эрмитажа и галерея в виде арки над Зимней канавкой окончательно определили линию застройки набережной Невы вблизи Зимнего дворца.
Набережные Невы на протяжении всего XVIII века оставались парадным фасадом столицы. Поэтому неудивительно внимание, уделяемое их оформлению. В 1762 г. последовал указ: «Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные». Трудоемкие работы продолжались с 1762 по 1780 г., в результате чего деревянные набережные Невы были заменены каменными с лестницами-пристанями. Тогда же над Зимней канавкой соорудили «каменный мост со сводом и балюстрадом». Все эти работы проводились непосредственно под руководством Фельтена. В те же годы по проекту зодчего была установлена ограда Летнего сада со стороны Невы. Решетка Летнего сада, созданная Фельтеном совместно с П. Е. Егоровым в 1777-1784 гг., — одно из чудес нашего города. Редкая гармония пропорций, удивительное изящество ажурного рисунка, контрастно оттеняемое мощью гранита, позволяют отнести ограду к шедеврам русского искусства раннего классицизма.
Императрица считала важным государственным делом установку памятника Петру I и для надзора над этими работами назначила Фельтена. В начале 1773 г. зодчего определяют в помощь к Фальконе, а с момента отъезда скульптора на родину Фельтен осуществляет общее руководство по завершению памятника.
В 1776-1782 гг. архитектор вел строительство дворца на Каменном острове, подаренном Екатериной II своему сыну Павлу Петровичу.
Большой комплекс разного рода работ выполнил Фельтен в Петергофе. Дарование архитектора полностью раскрылось при создании им новых интерьеров Большого Петергофского дворца. Его новая отделка создавалась в период, когда Россия торжествовала победу над Турцией. Одной из составляющих этой победы было морское сражение в Чесменской бухте, где русский флот наголову разгромил турецкий.
На седьмой версте по дороге из Петербурга в Царское Село в 1774-1777 гг. Фельтеном был построен путевой увеселительный дворец в ложноготическом стиле, а в 1777 г. неподалеку от дворца была заложена церковь в честь победы русского флота при Чесме. Чесменский дворец и церковь при нем занимают особое место в творчестве Фельтена, так как этот комплекс является наиболее значительной постройкой данного стиля в Петербурге.
Мало кто из архитекторов не пробовал свои силы в церковном зодчестве. Первый опыт в этой области Фельтен приобрел в 1765 г., когда участвовал в конкурсе на проект восстановления колокольни Петропавловского собора, к тому времени уже трижды горевшей. В июле 1763 г. вышел манифест о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, проживающими в России. В обеих столицах были отведены места под строительство иноверческих церквей и причастных к ним зданий. Некоторые из них довелось строить и Фельтену. В Петербурге им построены протестантские церкви св. Екатерины (Большой пр. В. О., 1), и св. Анны (Кирочная ул., 8); православные церкви Иоанна Предтечи (Каменноостровский пр., 7) и Рождества Иоанна Крестителя (она же Чесменская; ул. Ленсовета, 12.); армяно-грегорианская церковь (Невский пр. 40-42).
Все церкви Фельтена прекрасно вписались в уже существовавшую застройку Петербурга.
Авторству Фельтена также принадлежит Знаменская церковь в Старом Петергофе и шведско-немецкая церковь святых Петра и Павла в Выборге.
С 1772 г. началась педагогическая деятельность Фельтена в Академии художеств, занимавшая много времени архитектора. «Господин архитектор Фельтен за известные его практические дела по баллотированию произведен в профессора архитектуры». Звание профессора давало право преподавания в классах. Причиной неожиданно скорого избрания зодчего профессором, несомненно, была смерть А. Ф. Кокоринова в марте 1772 г. Кроме преподавательской деятельности, на Фельтена также были возложены и другие обязанности Кокоринова, в частности руководство строительством самого здания Академии художеств. Строительство здания, длившееся много лет и продвигавшееся с большими трудностями, при Фельтене было закончено, хотя его отделка продолжалась еще долго. В 1775 г., после отъезда из России Валлен-Деламота, Фельтену поручается архитектурный класс и присваивается звание старшего профессора. Творческая работа архитектора постепенно сходит на нет, ее место все больше и больше занимает различная деятельность в Академии. Прекрасно знающий практическую архитектуру, опытный администратор, он набирал силу при Академии. В 1785 г. Фельтен был утвержден адьюнкт-ректором, а в 1789 г., по предложению президента Академии И. И. Бецкого, стал ее директором.
За долговременную службу архитектор был удостоен чина статского советника, что соответствовало пятому классу принятой в России табели о рангах. Пришла известность и более широкая: в 1783 г. Фельтен был избран корреспондентом Французской королевской академии.
В 1794 г. покровитель Фельтена И. И. Бецкой складывает свои президентские полномочия. На его место назначается А. А. Мусин-Пушкин. В этом же году увольняют от должности и Фельтена. Архитектор уходил из Академии без почета и славы. Его просьба о награждении была отклонена. Наступали новые времена, в жизнь входило новое поколение зодчих, многие из которых были учениками Фельтена. Среди них наиболее известны Андреян Захаров и Александр и Андрей Михайловы.
Умер архитектор 2 июня 1801 г. Все сделанное архитектором стало неотъемлемым звеном в цепи развития русской архитектуры XVIII века, а все его сохранившиеся произведения вошли в золотой фонд русского зодчества.