Blue Flower

Архитектор Константин ТонКонстантин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 г. в семье ювелира. В семье знали и любили искусство, и все три сына Андрея Тона были отданы на обучение в Академию художеств. Все они стали архитекторами, все впоследствии получили звание академиков. Александр стал профессором петербургской Академии художеств, Андрей — профессором архитектуры Харьковского университета. Среднему брату Константину суждено было стать ректором Академии художеств, автором крупнейших сооружений своего времени, законодателем архитектурной мысли нескольких поколений.
В Академию художеств Константина отдали в 1803 г. девяти лет от роду. Школьный день в Академии начинался в пять часов утра, длился до девяти часов вечера и был очень напряженным. Общее и профессиональное образование Академия давала серьезное. Здесь преподавали знаменитые зодчие-классицисты. Архитектурным классом руководил А. Д. Захаров, в 1811 г. его сменил А. Н. Воронихин. Курс архитектурной перспективы вел Тома де Томон. Константин Тон проучился в Академии все положенные двенадцать лет и окончил ее с золотой медалью. После окончания Академии, юноша был оставлен при ней пенсионером, войдя в число тринадцати учеников, ожидающих поездки за границу. Такие поездки Академия всегда предоставляла своим лучшим ученикам для усовершенствования в профессии, но из-за войны и отсутствия средств они временно были отменены. Константин Тон поступил на службу в чертежную мастерскую при Комитете для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ. Комитет во главе с опытным инженером А. А. Бетанкуром руководил всеми архитектурно-строительными работами в столице. Здесь работали известнейшие зодчие К. И. Росси и В. П. Стасов. В Петербурге его называли «Комитет красоты». Причастность к крупным градостроительным мероприятиям, которые осуществлял Комитет, впоследствии помогла Тону освоить принципы архитектурной организации больших городских пространств.
В 1817 г. пост президента Академии художеств занял Алексей Николаевич Оленин. При нем были возобновлены заграничные поездки пенсионеров за границу. В 1819 г. уезжает за границу и Тон. Через Берлин, Дрезден и Вену он едет в Италию — эта страна становится основным местом его работы. Архитектор много ездит по Италии, изучая памятники архитектуры. Он посетил Венецию, Болонью, Сиену, Флоренцию, Неаполь, был на Сицилии. Основное же время он провел в Риме, где в те времена было очень много русских. Темпераментный, живой, трудолюбивый молодой архитектор старался взять у страны великого искусства все, что она могла ему дать. В 1822 г. Тон выехал в Париж, где прослушал курс лекций в Политехнической школе, известной высоким уровнем постановки инженерного образования.
За границей архитектор пробыл девять лет и вернулся в Россию в декабре 1828 года вполне зрелым человеком. Ему исполнилось 34 года, он был избран членом трех европейских академий, стал опытным реставратором и знатоком античности. Через два года Константину Тону было присвоено звание академика российской Академии художеств. Тогда же началась и его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти сорок лет.
Первым заказом, полученным Тоном на родине, был заказ на перестройку парадных залов Академии художеств. Архитектор не только успешно справился с поручением, но и сэкономил довольно крупную сумму из выделенных средств.
Другой творческой победой архитектора стал проект церкви великомученицы Екатерины в Коломне на Петергофском тракте. На конкурсе проект Тона, помимо всех прочих достоинств, оказался и самым дешевым. Церковь до сегодняшнего дня не сохранилась, на ее месте сейчас находится кинотеатр «Москва». Проекты церквей архитектора были утверждены императором в качестве образцовых, по этим проектам были построены церковь св. Мирония на набережной Обводного канала и церковь Благовещения на нынешней пл. Труда. Обе эти церкви также не сохранились.
Тогда же зодчий строит две церкви в Царском Селе. Проекты получают одобрение императора, и с этого времени Тон становится едва ли не самым «строящим» архитектором России. В своих работах он демонстрирует отличную инженерную подготовку и техническое чутье. Архитектор широко применяет новейшие конструкции и техническое оборудование, показывая блестящую эрудицию при решении сложных вопросов.
В 1831 г. Николай I, находившийся в это время в Москве, вызвал архитектора. Речь шла о создании объекта государственного значения — мемориального памятника — храма Христа Спасителя, в проектировании которого в течение двадцати лет пробовали свои силы многие зодчие.
Создание этого крупнейшего русского собора — пантеона воинской славы 1812-1814 гг. имело долгую предысторию. После изгнания французов из России Александр I дал обет соорудить храм, «который вечно напоминал бы отдаленному потомству о доблестных деяниях его предков». Проект Тона был утвержден в апреле 1832 г., собор заложен в 1839 г., закончен в 1880 г., а освящен и открыт уже после смерти его автора в 1889 г.
В 1838 г. К. А. Тона назначили главным архитектором на строительстве Большого Кремлевского дворца в Московском кремле. Строительство велось по последнему слову техники, и 3 апреля 1849 г. дворец был открыт. Здание Большого Кремлевского дворца было высоко оценено современниками. «Во всей постройке видна смелая рука, руководимая гениальной мыслью сочетания древнего с новым, частей с целым, величия с изяществом», — писал историк А. Ф. Вельтман. В связи с окончанием строительства дворца зодчему был пожалован орден св. Станислава первой степени, золотая медаль и десять тысяч рублей премии. В 1844 г. архитектор получил дворянство.
Среди немногих сохранившихся работ К. А. Тона видное место занимает пристань на Неве у здания Академии художеств. Как и было предписано, зодчим была сооружена «великолепная из гранита пристань для судов противу дома Академии художеств с украшениями в лучшем греческом вкусе». Сооружение пристани входило в комплекс работ по благоустройству невских берегов, которые велись с конца XVIII века. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, пристань кажется монументальной. Ее украшением являются два сфинкса, доставленные из Египта в 1832 г. и установленные в 1834-м. «Благородного рисунка гранитная пристань» отлично дополнила композицию фасада Академии художеств, связав его с берегом Невы. Обогатив ансамбль невских берегов, пристань стала одним из любимейших мест петербуржцев и символом Петербурга.
В 1851 г. было закончено строительство Николаевской железной дороги, связавшей Москву и Петербург. Честь проектирования и строительства первых в России железнодорожных вокзалов досталась Константину Тону. Как и в других работах, архитектор показал себя опытным мастером функциональной организации, способным решать принципиально новые задачи. Его вокзалы оказались настолько удобны по планировке, что смогли нормально функционировать многие десятилетия, несмотря на непрерывный рост интенсивности движения (реконструкция Московского вокзала была проведена только в 1950-1970-е гг.). У Николаевского(Московского) вокзала в Петербурге сложилась одна из крупнейших площадей города, и облик фасада вокзала был рассчитан на ее монументальное оформление. Строительство вокзала началось в 1844 г. и длилось семь лет. Жители столицы с нетерпением ждали его открытия. Одновременно с петербургским вокзалом также по проекту Тона строился более скромный по размерам вокзал в Москве.
В середине XIX века в Академии художеств все большее внимание уделяли изучению и охране памятников зодчества. В пору ректорства Тона при Академии был основан музей древнерусского искусства, коллекции которого позднее послужили основой коллекции Русского музея. Также Академия стала инициатором реставрации памятников архитектуры. Большой вклад в это дело внес ее ректор К. А. Тон. Кроме работ в Московском Кремле по проектам Тона восстанавливают стены Псковского кремля, реставрируют Ипатьевский монастырь в Костроме.
В 1850-е гт. начинается тяжелая полоса жизни зодчего. Дают о себе знать многолетний напряженный труд, ушибы и травмы, полученные на стройках, болезнь ног. Размах строительной деятельности Тона сокращается. Он ограничивается педагогической деятельностью, почти не занимается проектной практикой, продолжая руководить только постройкой храма Христа Спасителя. Несчастье посещает и семью зодчего. Постепенно слепнет его сын Константин. Дорогостоящее лечение не приносит результатов. Значительным событием тех лет было лишь избрание архитектора почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов.
В старости зодчий оказался практически без средств к существованию.
Константин Андреевич Тон умер 25 января 1881 г. Он похоронен на Волковом кладбище. Его вдова очень долго хлопотала о пособии или пенсии.