Blue Flower

Архитектор Леонтий БенуаЛеонтий (Людвиг) Николаевич Бенуа родился 11 августа 1856 г. Его отцом был выдающийся архитектор середины XIX века Николай Леонтьевич Бенуа. Влияние отца стимулировало выбор профессии сына и способствовало формированию его вкуса.
Девятнадцатилетним юношей Леонтий поступил в Академию художеств, которую закончил в 1879 г. со званием «классного художника первой степени по архитектуре». Курс академии был закончен за год до положенного срока, при этом Бенуа получил Большую золотую медаль.
Свои первые постройки Бенуа осуществил еще будучи студентом. В Озерках им были возведены башня-бельведер и концертный зал. Эти здания были деревянными и до сегодняшнего дня не сохранились. После окончания Академии молодой архитектор спроектировал жилые и служебные постройки в имении А. А. Абазы в Киевской губернии.
Тогда же молодой человек принял участие в конкурсе на сооружение общежития для студентов Петербургского университета и получил первую премию. Здание общежития было возведено совместно с архитектором Р. А. Гедике в 1881-1882 гг.
После убийства императора Александра II по проекту Бенуа и на средства лесопромышленника и мецената И. Ф. Громова на месте покушения была сооружена часовня. Позже на этом месте был сооружен храм по проекту архитектора Парланда («Спас на крови»). Участвовал Бенуа и во всех конкурсах проектов по сооружению этого храма.
Первой крупной постройкой зодчего в области гражданской архитектуры был доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова (Загородный пр., 39, — Гороховая ул., 79). Здание возводилось по проекту В. А. Шретера, который не смог осуществить свой проект. Бенуа не только продолжил работу, начатую крупным петербургским архитектором-новатором, но и развил рационалистические тенденции, заложенные в проекте старшего коллеги. В этом же духе Бенуа построил и свой дом на 3-й линии Васильевского острова (д. 20), а также особняк Е. Ц. Кавоса (Каменноостровский пр., 24, — Большая Монетная ул., 10). Согласуясь с принципами усадебного строительства прошлого, архитектор возвел комплекс жилых зданий страхового общества «Россия» на Моховой улице (д. 27-29).
Для страхового общества «Россия» Бенуа возвел и здание правления (Большая Морская ул., 37). На этой же улице им было построено здание Первого российского страхового общества (д. 40).
Строил архитектор и на главной улице нашего города — Невском проспекте. В 90-х гг. XIX века он перестраивал здания Санкт-Петербургского учетного и ссудного банка на Невском проспекте, 30, и Волжско-Камского банка на углу Невского проспекта и Михайловской улицы. В 1901— 1902 гг. зодчий возвел здание Московского купеческого банка (Невский пр., 46). Журнал «Архитектурный мир» отмечал, что это здание «является, бесспорно, лучшим из всех выстроенных в этом году в „новом стиле" зданий». Но период модерна не стал самой важной главой в творческой биографии Бенуа.
Характер городской среды и специфика конкретного места предполагаемого строительства во многом определяли для Бенуа выбор стиля сооружения. Вполне закономерно его обращение к классицизму при проектировании зданий придворной Певческой капеллы, построенной в 1886-1889 гг. на набережной Мойки (д. 20).
Продуманность и согласованность всех элементов комплекса превратили его в небольшой, но выразительный ансамбль. Последовательным ретроспективистом Бенуа выступил и при проектировании Дворца выставок (наб. канала Грибоедова, 2, — Инженерная ул., 2). Близость к прославленному ансамблю К. И. Росси определила стиль возводимого сооружения. Сейчас это здание мы знаем как корпус Бенуа Государственного Русского музея. Признание архитектуры барокко и классицизма, недавно отрицаемых, было исторически закономерно. Оно как бы завершило процесс обращения русских зодчих к своему архитектурному наследию.
В 1906-1909 гг. по проекту архитектора было построено еще одно необычное для нашего города здание — католический костел Нотр-Дам де Франс, созданный в южнофранцузском романском стиле. (Ковенский пер., 7).
Рационалистическая основа архитектурного стиля, характерная для творчества Бенуа, прошла через всю практическую деятельность архитектора. В 1910 г. по его проекту было возведено здание Государственной типографии (Чкаловский пр., 15). Современники отмечали, что типография — последнее слово науки и техники, подобной которой не было еще нигде. Сейчас в здании размещается самая большая типография города — «Печатный двор».
Полностью использовал свой опыт зодчий, создавая проекты комплекса доходных домов Первого российского страхового общества (Каменноостровский пр., 26-28). К тому времени его опыт был уже взят на вооружение многими строителями.
Практическую деятельность зодчий постоянно совмещал с деятельностью педагогической. Новаторство Бенуа-строителя проявилось и в этой сфере его деятельности. Преподавать он начал еще студентом в 1878 г. в школе Общества поощрения художеств. В 1883 г. зодчий был принят на должность адьюнкт-профессора в Институт гражданских инженеров, а в 1893 г. приглашен в Академию художеств руководителем одной из мастерских архитектурного отделения Высшего художественного училища. Дважды он назначался ректором академического училища. Под руководством Бенуа сформировались такие крупные архитекторы, как А. Е. Белогруд, Н. В. Васильев, Н. Е. Лансере, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, И. А. Фомин, В. А. Щуко и многие другие.
Со временем и они воспитали собственных последователей. Таким образом, сложилась общность поколений педагогов-архитекторов, которую с полным основанием можно назвать «школой Бенуа».
Скончался архитектор 8 февраля 1928 г. Он был похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря. В конце 1950-х гг. прах зодчего перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.