Blue Flower

Леопольд Бернгард (Леопольд Адольфович) Бернштам родился 20 апреля 1859 г. в Риге. Он был пятым ребенком в семье купца 2-й гильдии Абрама Пестаховича Бернштама. Мальчика назвали Лейб-Бер. Позднее его имя трансформировалось в Леопольд Бернгард.
Детство будущего скульптора прошло в Риге. В десятилетнем возрасте его отдали в начальную школу. Особых успехов он не показал, предпочитая рисование всем прочим наукам. В 1872 г. семья перебралась в Петербург. Отец пытался направить образование мальчика по коммерческому руслу, но стезя бухгалтера или коммерсанта не привлекала будущего скульптора. Наконец отец пошел ему навстречу и отдал в ученики к художнику по вывескам.
Пятнадцатилетнего Бернштама судьба свела с талантливым скульптором Д. И. Иенсеном. Он начал обучаться в мастерской профессора. Одновременно с этим Бернштам посещал лепной класс в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1876 г. за вылепленный орнамент он был награжден Малой серебряной медалью.
Закончив школу, в 1877 г. по рекомендации Иенсена Бернштам поступил на скульптурное отделение Академии художеств в качестве вольноприходящего. В 1878 г. он получил Малую серебряную медаль за бюст отца, через два года — такую же награду за лепку этюда с натуры, а в 1881 г., к окончанию Академии, — Большую серебряную медаль за бюсты писателя Ф. М. Достоевского и врача А. А. Красовского.
К 1883 г., благодаря своим работам, молодой скульптор уже приобрел широкую известность. К этому времени он выполнил целый ряд скульптурных портретов русских писателей, ученых и музыкантов. Лучшими из его работ считались бюсты Д. И. Фонфизина, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина (позднее установлен на могиле писателя), А. Н. Островского, М. Н. Каткова, А. Г. Рубинштейна, А. С. Пушкина, И. К. Айвазовского. Еще будучи студентом, Бернштам был приглашен для снятия посмертной маски писателя Ф. М. Достоевского. Всего за время обучения в Академии скульптор выполнил около тридцати бюстов своих современников.
В 1884 г. Бернштам отправился в Рим, а затем во Флоренцию. Главной целью поездки было изучение техники обработки материалов, прежде всего мрамора. В Италии скульптор обучался в Академии изящных искусств у профессора Ривальти. Результатом его работы за год стали композиции «Неаполитанский рыбак», «Давид» и «Голова монаха», вызвавшие лестные отзывы итальянской критики.
В 1885 г. Бернштам вернулся в Россию, но почти сразу уехал в Париж. Там он продолжил обучение под руководством известного скульптора М. Л. Мерсье. Во Франции Леопольд Адольфович женился, и эта страна фактически стала его второй родиной.
Вскоре благодаря своим дарованиям портретиста Бернштам стал очень известным во Франции. Он создал бюсты многих выдающихся французов того времени — Ж. Э. Ренана, Г. Флобера, В. Сарду, Ж. Ф. Галеви, Ф. Коппе, П. Деруледа, Э. Золя и многих других. Скульптор регулярно выставлял свои работы в Парижском Салоне. Темы его творчества становились все разнообразнее. Он выполнил скульптуры «У позорного столба», «Первая стрела» и «Палач Иоанна Крестителя». За них и другие произведения жюри выставки присудило Бернштаму серебряную медаль.
Также скульптор принимал участие в международных выставках в Венеции, Льеже, Париже и Риме.
В 1890 г. в галерее Ж. Пети скульптор выставил целую коллекцию статуэток — изображений всех типов иностранцев, посетивших парижскую Всемирную выставку 1889 г.
В 1891 г. Бернштам получил орден Почетного легиона от французских властей, а в 1908 г. стал командором этого ордена.
Слава мастера достигла таких высот, что ему предложили место главного скульптора в известном парижском музее Гревен. В галерее восковых фигур музея были выставлены скульптурные портреты практически всех знаменитостей Парижа, а также восковые композиции, воспроизводящие знаменательные события прошедших лет. Среди них оказалась и работа Бернштама — вылепленная из воска сцена убийства революционера Ж. П. Марата Шарлоттой Корде.
В 1894 г. мастер выполнил скульптурную группу «Христос и неверная жена», а в 1895 г. — бронзовый бюст выдающегося французского художника Ж. Шере.
В 1896 г. Бернштам был приглашен в Россию. Ему предстояло создать бюсты царствующих особ для Царского Села. Менее чем за три недели он изготовил скульптурные портреты императора Николая II и членов его семьи, бюсты императоров Александра II и Александра III. Некоторое время Бернштама даже называли «любимым скульптором императора».
В 1900 г. мастер выполнил скульптурную группу «Петр I и Людовик XV» для парижской выставки. Композиция очень понравилась Николаю II. В 1902 г. памятник был отлит в бронзе и установлен в Петергофе. (К сожалению, в годы Великой Отечественной войны он был утрачен.)
В 1901 г. Петербургская консерватория заказала Бернштаму мраморную статую великого композитора А Г. Рубинштейна. Это произведение украсило вход в Большой зал консерватории.
В 1911 г. в Царском Селе (ныне город Пушкин) неподалеку от Египетских ворот был установлен памятник А. С. Пушкину работы Бернштама.
Но, пожалуй, наибольшую известность скульптору принесла его серия памятников Петру I. Помимо Петергофа были отлиты по моделям скульптора и установлены памятники Петру I в Ревеле (Таллинне) и Выборге. В 1909-1910 гг. на Адмиралтейской набережной состоялось торжественное открытие памятников «Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 г.» (известного как «Царь-плотник») и «Петр I спасает утопающих в Лахте в 1724 г.». Копия памятника «Царь-плотник» была подарена Голландии и установлена на главной площади города Саардама (Заандама). Такую же копию, но меньшего размера, поместили в Летнем саду напротив террасы Лебяжьей канавки. В 1919 г. после Октябрьской революции памятники были названы уродливыми и антихудожественными и сняты с Адмиралтейской набережной. В 1930 г. скульптуру «Царь-плотник» убрали и из Летнего сада.
Последней работой мастера в Петербурге был бюст императора Александра III, установленный в 1913 г. в сквере Русского музея.
К тому времени Бернштам уже постоянно жил во Франции, приезжая в Россию только изредка. Этому способствовало сдержанное отношение академических кругов и настоящая истерия в черносотенной прессе, сопровождавшая каждый визит скульптора на родину. Начавшаяся Первая мировая война, а затем революция совсем прервали эти поездки. В России мастер больше не появлялся. Он безвыездно проживал во Франции, много работая в своей парижской мастерской и на вилле в Ментоне. В интервью одному из журналов скульптор говорил: «Я люблю Россию. Но, вероятно, умру раньше, чем Россия признает меня».
В 1920-е гг. скульптор подарил Версальскому музею большую коллекцию гипсовых слепков со своих бюстов знаменитых людей России и Франции.
Всего Бернштам выполнил около 300 скульптурных портретов российских и европейских деятелей культуры, науки и политики. По свидетельствам современников, в своих скульптурах он всегда стремился к достижению максимального сходства, выраженного в исполнении мельчайших деталей.
Леопольд Бернгард Бернштам умер в Париже 22 января 1939 г.
В 1996 г. Королевство Нидерланды подарило Санкт-Петербургу точную копию своего памятника «Царь-плотник». Статую снова установили на Адмиралтейской набережной, правда, без оригинального пьедестала.
В 2007 г. в Петергофе вновь появилась статуя «Петр и Людовик XV», выполненная скульптором Н. А. Карлыхановым по гипсовому макету Бернштама.