Blue Flower

Литейный мостЛитейный мост: Длина моста 396 м, ширина 34 м.

Еще до основания Петербурга в этой части Невы находилась переправа на пути из России в Швецию. На одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, а на другом начиналась дорога на Выборг.
С 1786 г. здесь существовал второй в городе плашкоутный мост, который назывался Воскресенским по Воскресенскому проспекту (ныне пр. Чернышевского). Мост наводили вплоть до 1849 г. С упразднением Литейного двора большое значение получила новая магистраль — Литейный проспект. Воскресенский мост стали наводить в створе нового проспекта, его также на­звали Литейным.
С развитием города появилась необходимость в постоянной переправе. 22 августа 1869 г. городская дума постановила: «Новому мосту быть!» В 1871 г. объявили конкурс, на который было представлено 17 проектов. В 1874 г. победителем конкурса стала английская фирма, но в итоге ее проект по каким-то причинам отклонили. Был утвержден проект инженер-полковника А. Е. Струве и инженер-капитана А. А. Вейса. В строительстве также принимали участие инженеры Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт.
30 августа 1875 г. состоялась торжественная закладка нового моста. При его сооружении впервые в России был применен кессонный метод строительства. На дно Невы, достигающее в этом месте глубины более 20 м, опускали перевернутые вверх дном большие металлические ящики — кессоны. Из них выка­чивали воду. После этого в кессон могли спускаться рабочие, чтобы копать грунт и забивать сваи.
Пять пролетов моста были перекрыты арочными клепаными пролетными строениями, выполненными из металла. У левого берега располагался шестой, разводной, пролет в виде поворотной решетчатой металлической фермы. Мост разводился при помощи простейшего устройства — ворота, приводимого в действие восемью рабочими. (Позднее ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с, подключенной к городскому водопроводу. Это был единственный мост с такой системой разводного механизма.) Масса металлических пролетных строений составила 5902 т. Мост освещали электрические фонари инженера П. Н. Яблочкова.
Перильные ограждения моста, выполненные по проекту архитектора К. К. Рахау, представляют собой высокохудожествен­ное литье. В центре каждой секции перил изображен шит с гербом города, который держат две русалки. Их хвосты композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент. В просветах чугунных столбиков ограды отлиты фигуры морских животных.
Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г. Несмотря на то что работы обошлись в полтора раза дороже первоначальной сметной стоимости, все участники строительства получили награды. А. Е. Струве был пожалован чин генерал-майора.
Мост стал самым красивым среди всех подобных сооружений России тех времен. Он был назван Александровским в честь императора Александра II, но это название не прижилось, и в 1917 г. он снова стал Литейным.
Во время Великой Отечественной войны мост пострадал от прямого попадания немецкой авиабомбы, которая, к счастью, не разорвалась и только пробила его пролетное строение.
В 1964 г. в связи с обновлением Волго-Балтийского водного пути возникла необходимость в модернизации моста, и в 1966— 1967 гг. по проекту инженеров Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шилова, К. П. Клочкова и архитектора Ю. И. Синицы была произведена его реконструкция. Ширина моста увеличилась с 19 до 34 м, благодаря чему стало возможным трехрядное движение транспорта в каждую сторону. Металлические конструкции были заменены, поворотный разводной пролет стал раскрывающимся, его перенесли к более глубокой части русла. Крыло нового разводного пролета длиной 55 м и массой 3225 т поднималось гидравлическим приводом всего за две минуты. Реконструкция изменила и внешний облик моста. Ограждения моста сохранили, а для разводного пролета их отлили из легкого сплава по старым чертежам. Одновременно были установлены новые фонари с оформлением в стиле ограды. На обоих берегах Невы у моста возвели двухуровневые транспортные развязки. Под мостом вдоль набережной проложили пешеходные дорожки с гранитными спусками к воде.

Литейный мост на карте