Blue Flower

Архитектор Людвиг БонштедтЛюдвиг Людвигович Бонштедт (настоящее имя Людвиг Франц Карл) родился 15 октября 1822 г. в Петербурге в семье купца. Отец будущего архитектора был родом из Штральзунда.
С 1831 по 1839 г. мальчик учился в Главном училище св. Петра (Петришуле), по окончании которого уехал для продолжения образования в Германию. Сначала он поступил на философское отделение Берлинского университета, но вскоре понял, что философия не его призвание, и оставил университет. По совету немецкого архитектора А. Хельмана в 1840 г. он поступил в берлинскую Всеобщую строительную школу. Через год юноша перешел в берлинскую Академию художеств, где учился и одновременно работал в мастерской профессора архитектуры В. Штира. По совету своего учителя молодой человек отправился в путешествие по европейским странам. Он посетил Италию, Францию, Швейцарию, Южную Германию.
В Петербург Бонштедт вернулся в 1843 г. и поступил на службу к архитектору Р. А. Желязевичу. Вскоре, сдав необходимые экзамены в Академии художеств, он представил на рассмотрение проект губернаторского дома, за который получил звание свободного художника. В 1846 г. за проект публичных бань Бонштедту было присвоено звание академика архитектуры.
В 1851 г. зодчий получил предложение занять должность старшего архитектора при дворе великой княгини Елены Павловны. В этом качестве он провел большие восстановительные работы во дворце княгини на Каменном острове и в летней великокняжеской резиденции в Ораниенбауме.
Здесь он реконструировал Китайский дворец и построил Китайскую кухню.
Самостоятельная практическая деятельность Бонштедта началась в 1849 г. с перестройки частных домов Р. В. Риттера и С. Р. Брандт, расположенных неподалеку один от другого на Съездовской линии, 11 и 15. По проектам архитектора в 1850 г. были перестроены и расширены особняки И. Томсен-Боннара (Английская наб., 40, — Галерная ул., 41), Щигельского (ул. Глинки, 6) и К. К. Задлера (8-я линия В. О., 25), доходный дом Р. Н. Геймбюргера (1-я линия В.О., 28), здание Главного общества российских железных дорог (Итальянская ул., 17).
Именно 1850-е гг. стали наиболее успешными и насыщенными для зодчего. Ему удавалось совмещать работу по частным заказам с государственной службой в Департаменте водных и сухопутных сообщений, а также с обязанностями архитектора страхового общества «Саламандра». Наиболее значительной работой этого периода стало строительство в 1851-1852 гг. дома для графини А. Р. Ламздорф на Моховой улице, 20.
Активно участвовал зодчий и в промышленном строительстве, возводя различные производственные сооружения на сахарном заводе купца М. Е. Кара и на Калинкином пивоваренном заводе. На проспекте Обуховской Обороны архитектор соорудил производственные корпуса Невского стеаринового и мыловаренного заводов.
В 1853 г. Бонштедту было поручено завершить строительные работы, начатые архитектором Н. Е. Ефимовым, — дом министра государственных имуществ (Исаакиевская пл., 13), здание Городской думы (Думская ул., 1-3) и Воскресенский Новодевичий монастырь (Московский пр., 100). В том же году архитектор оставил государственную службу. Роль руководителя строительства, требовавшая в основном организаторских способностей и не позволявшая проявлять самостоятельное творчество, не удовлетворяла зодчего. Но основная причина была, видимо, в другом. Зодчий получил заказ на строительство особняка от княгини 3. И. Юсуповой.
Современники отмечали, что построенный особняк выдержан в «новейшем вкусе старинного стиля Возрождения» и нередко называли его дворцом. Здание на Литейном проспекте, 42, действительно отличалось поистине дворцовой пышностью. Его строили с 1852 по 1858 г. Прекрасно сохранившийся до наших дней, дворец является одним из архитектурных украшений нашего города.
Бонштедт никогда не преподавал в Академии художеств, но организовал свою творческую мастерскую. К числу его наиболее талантливых учеников следует отнести В. Шретера. Ученики ценили творческий дух, царивший в мастерской, и любили своего учителя, считая Людвига Людвиговича истинным художником и творцом. В 1862 г. в его мастерской разместился Петербургский кружок архитекторов, состоявший вначале из нескольких человек, а впоследствии разросшийся и преобразованный в Санкт-Петербургское общество архитекторов.
В 1858 г. зодчему было присвоено звание профессора и чин надворного советника.
Одной из последних работ архитектора в Петербурге была трехъярусная колокольня церкви св. Екатерины (Съездовская линия, 27а), которая является одной из высотных доминант района.
Имея неуживчивый характер, зодчий ненавидел косные порядки государственной строительной системы и академическую рутину. Все это привело к постепенному уменьшению заказов. В 1861 г. архитектор уехал в Германию для поправки здоровья и обустройства дальнейшей жизни. Он обосновался в небольшом городе Гота. Дальнейшая творческая деятельность архитектора развивалась в Германии, Будапеште, Милане, Финляндии и Португалии, где он построил множество зданий и сооружений. В Германии Бонштедт даже был провозглашен «первым зодчим империи». Архитектором был разработан проект Рейхстага. Бонштедт получил за него первую премию, но осуществлен проект так и не был.
В 1883 г. архитектора парализовало, и 3 января 1885 г. он умер.
До самой смерти он не прерывал связей с петербургскими друзьями и коллегами, часто приезжая в Петербург.