Blue Flower

О детстве и юности Луиджи Руска до его приезда в Россию почти нет сведений. Известно только, что будущий архитектор родился в Швейцарии в кантоне Тичино в 1758 или в 1762 г. Уроженцами этого края были многие известные архитекторы, скульпторы и живописцы. Семья Руска принадлежала к старинному роду, представители которого занимали высокие должности в различных городах Италии. Различные ветви фамилии дали ряд талантливых скульпторов и живописцев, работавших не только на родине, но и в Испании и Германии.
До приезда в Россию Руска учился в Туринской академии. В конце 1770-х гг., когда Руска начал приобщаться к профессии зодчего, в итальянской архитектуре утвердился новый стиль — классицизм. Таким образом, еще до приезда в Россию Руска сформировался как мастер классицистического направления.
В Петербург Руска прибыл в июне 1783 г. и был зачислен в придворное ведомство каменных дел мастером. Присвоение этого звания свидетельствует о солидной профессиональной подготовке молодого человека. Зодчий был не единственным представителем своей фамилии в России. Почти на два десятилетия раньше по приглашению президента Академии художеств И. И. Бецкого приехал каменных дел мастер Иван Руска. Одновременно с Луиджи работал и его брат Иеронимо Руска, также каменных дел мастер.
Первой постройкой с участием Луиджи Руска скорее всего было здание Академии художеств, которое в 1780-х гг. заканчивали возводить по проектам А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. С первых лет своего пребывания в России Руска участвовал в строительстве многих других выдающихся сооружений. Как указывал сам зодчий, за почти двадцатилетнюю работу в качестве каменных дел мастера он привлекался к участию «в производстве казенных строений»: Академии художеств, Софийского собора (вблизи Царского Села), Эрмитажного театра, комплекса зданий Конногвардейского полка, Первого и Морского кадетских корпусов, дворцовых построек в Ораниенбауме, Придворных конюшен Михайловского замка. Все перечисленные строения возводились по проектам других зодчих и были хорошей школой для начинающего архитектора.
В числе ведущих архитекторов, с которыми работал Руска, особенно следует отметить Дж. Кваренги. Помимо Эрмитажного театра под руководством зодчего Руска принимал участие в строительстве Александровского дворца в Царском Селе.
В годы царствования Павла I Руска активно сотрудничал с В. Бренной. Архитектор участвовал в завершении работ по строительству Исаакиевской церкви и, главное, как он отмечал, «во все время строения Михайловского замка находился при отделке всех производимых там внутренних и наружных работ».
В качестве каменных дел мастера Руска участвовал и в строительстве Морского кадетского корпуса, но вскоре ему была поручена более ответственная работа — отделка интерьера самого большого зала — столовой. Проект отделки Руска разработал самостоятельно.
Также при участии Руска завершалась отделка интерьеров здания Публичной библиотеки.
В 1790-х гг. Руска создает свои первые постройки по частным заказам петербургской знати. Наиболее значительная из них — особняк Мятлевых, который прекрасно сохранился до наших дней (Галерная ул., 60). В настоящее время эта постройка известна по имени ее следующего владельца — графа Бобринского, купившего впоследствии особняк у Мятлева.
В 1800 г. после окончания строительства Морского корпуса Луиджи Руска получает чин 9 класса, что приравнивается к званию архитектора. Это повышение открыло перед зодчим широкие возможности для самостоятельной работы.
Решительный перелом в творчестве Руска наступает в начале XIX века. В 1802 г. после отъезда В. Бренны за границу Луиджи Руска назначается придворным архитектором. В 1803 г. ему пожаловано звание надворного советника, в 1804 г. — коллежского советника, а в 1809 г. — статского советника. Перед архитектором открываются большие возможности для участия в строительных работах общегосударственного значения. К первому десятилетию XIX века относятся все наиболее важные творения зодчего. Многолетний строительный опыт, глубокие знания, эрудиция, художественный вкус — все это выдвигает его в ряд ведущих архитекторов своего времени.
Одним из крупнейших градостроительных проектов архитектора в центре Петербурга является комплекс зданий Придворного конюшенного ведомства на набережной реки Мойки. Существующее в настоящее время здесь здание бывших Придворных конюшен — результат перестройки его архитектором Стасовым, который очень бережно отнесся к идеям предшественника. С именем Руска связаны административная постройка Архива военной коллегии (наб. Мойки, 96) и здания на углу Садовой и Итальянской улиц (Садовая ул., 12). В начале XIX века там находилась Экспедиция государственных доходов.
В первом десятилетии XIX века продолжается формирование облика Невского проспекта. Несмотря на отдельные величественные здания, проспект не имел законченного вида. На некоторых его участках оставались пустыри, закрытые заборами. Внес свой вклад в решение этой задачи и Руска. В 1806 г. им было построено небольшое, но значительное по своей градостроительной роли сооружение — так называемый портик Перинной линии. Использование тосканского ордера в качестве основного архитектурного мотива придает этому небольшому по своим размерам сооружению масштабность и монументальность, выделяет его из окружающей застройки. Впоследствии К. Росси при прокладке Михайловской улицы ориентировался именно на постройку Руска.
В связи со строительством Казанского собора на Невском проспекте производилась реконструкция прилегающей территории. Перед собором устраивалась площадь. Руска поручают построить новый каменный мост через Екатерининский канал. В 1808 г. возведение Казанского моста было завершено, в результате чего площадь перед собором значительно увеличилась. Проводились также зодчим большие работы по устройству берегов Фонтанки от Аничкого дворца до Измайловского моста. Кроме этих работ под руководством архитектора были возведены мосты над Крюковым и Адмиралтейским каналами и выполнена вымостка Исаакиевской площади.
Еще одной крупной работой архитектора являлось строительство и перестройка казарм гвардейских полков. Казармы гвардейских полков включали в себя целый комплекс зданий. В каждый комплекс входили непосредственно казармы, офицерский корпус, полковая церковь, госпиталь, конюшни и много других построек. В своем прошении об отставке зодчий указывал, что он принимал участие в строительстве казарм Кавалергардского, Белозерского (Гренадерского), Измайловского, Конногвардейского, Преображенского и Семеновского полков. Многие из этих зданий сохранились до наших дней.
Диапазон творческого дарования зодчего не исчерпывался только градостроительными работами. Он показал себя также великолепным мастером интерьера, выполняя заново внутреннюю отделку помещений в таких крупнейших дворцах столицы, как Зимний, Таврический и Аничков.
Будучи прежде всего петербургским архитектором, Руска проектировал также здания и для провинции. Эта его деятельность была связана с работой Строительного комитета, членом которого являлся архитектор. По его проектам возводились строения в Москве, Астрахани, Новочеркасске, Симферополе и многих других городах.
Находясь в России почти тридцать лет, архитектор очень тосковал по родине. В июне 1811 г. он подал прошение об отставке, ссылаясь на состояние здоровья. Александр I отказал архитектору, разрешив ему только годичный оплачиваемый отпуск. Но жизнь распорядилась по-иному. Россия находилась на пороге войны с Наполеоном, а вся Европа, в том числе и Швейцария, была под господством французов. Сложная политическая обстановка не позволила зодчему выехать, и поездка была отложена на неопределенное время, а вторжение войск Наполеона в Россию сделала ее вообще невозможной. Выехать на родину архитектору удалось только в конце 1814 г., и вернулся он в Россию в июне 1816 г. После возвращения зодчего по-прежнему не оставляет мысль об отставке, и после долгих колебаний он ходатайствует перед императором об окончательном увольнении со службы. Решение об отставке он получает только через год. До тех пор Руска занят на строительстве Духовной академии (наб. Обводного канала, 7) и других сооружений.
Одна из самых значительных работ зодчего последнего Периода — церковь всех скорбящих на Шпалерной улице. Это единственная культовая постройка архитектора, дошедшая до наших дней. Закончить ее Руска не успел, и достраивал церковь архитектор Людвиг Шарлемань.
В апреле 1818 г. зодчий с семьей выехал из России. Уехал Руска известным архитектором. Признанием заслуг зодчего было избрание его в 1815 г. почетным вольным общником Петербургской Академии художеств.
Умер архитектор в 1822 г. Луиджи Руска похоронен в городе Валенца, но талант и творчество зодчего принадлежат России.