Blue Flower

Архитектор Максимилиан МесмахерСведений о детских и юношеских годах Максимилиана Егоровича Месмахера сохранилось очень немного. Родился он 21 марта 1842 г. и был самым младшим из трех сыновей каретника Георгия Месмахера. Отец будущего архитектора вскоре умер, и семья осталась без всякой поддержки. Несмотря на бедность, трудолюбивая и рачительная мать сумела хорошо воспитать сыновей и дать им хорошее образование. Окончив училище св. Петра в Петербурге, Максимилиан поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1860 г. он уже числился учеником Академии художеств по классу архитектуры.
Академия художеств была самой крупной художественной школой России. Молодые люди стремились туда, благоговея перед академическими традициями. Выпускники Академии не только приобретали профессиональные навыки, но и становились образованными людьми. Развивающееся строительное дело, появление новых материалов требовало введения в курс архитектурного отделения многих новых специальных дисциплин. В 1851 г. при Академии было образовано «мозаичное заведение», а в академическом дворе сооружено здание мозаичных мастерских. Впоследствии Месмахер сделал большой вклад в развитие искусства мозаики.
В своем классе Месмахер был одним из самых старательных и усердных учеников. В то время перестраивалось здание Академии художеств. По замыслам архитектора А И. Резанова перестройка не должна была исказить первоначальные идеи А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. В помощники к Резанову и был определен способный юноша. Так еще на студенческой скамье началась архитектурная практика будущего профессора, академика архитектуры М. Е. Месмахера. По завершении работ вручались награды. Старший помощник архитектора художник 10 класса Месмахер получил подарок в 300 рублей. В 1861 г. студент удостоился Малой серебряной медали за проект охотничьего замка. Через два года ему присудили Большую серебряную за проект пароходной пристани. В год окончания Академии за проект загородного дома для богатого вельможи Месмахер получил Большую золотую медаль, что давало ему право на четырехлетнюю пенсионерскую заграничную поездку. Для заграничной поездки, конечно же, выбрана Италия, и 1 мая 1867 г. Месмахер выехал из России. Помимо Италии за время заграничной поездки он посетил Бельгию, Германию, Испанию, Грецию и Турцию.
В России пенсионерский отчет Рахау и привезенные им рисунки и акварели вызвали всеобщий восторг. Признав талант Месмахера-графика, Академия послала его работы на венскую Всемирную выставку, международное жюри которой присудило Месмахеру медаль «За искусство».
В 1873 г. в чине титулярного советника Месмахер поступает на службу в Техническо-строительный комитет при министерстве внутренних дел. Через год он — сверхштатный архитектор в Главном инженерном управлении при министерстве юстиции, и, наконец, в 1874 г. Месмахер становится преподавателем композиции в рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Но не только педагогической деятельностью занимался Месмахер. Опекунский совет Смольного собора поручил ему реставрацию иконостаса «в стиле графа Растрелли». Работа была успешно выполнена. Также Месмахер заново отделывает интерьеры дома княгини Гагариной на Большой Морской, 45, выполненные когда-то О. Монферраном. Вместе с архитектором И. Штромом зодчий перестраивает дом Императорского общества поощрения художеств (ул. Большая Морская, 38). На углу Знаменской и Кирочной улиц Месмахер строит церковь Косьмы и Дамиана (не сохранилась). Перед церковью впоследствии был установлен памятник «Подвигам лейб-гвардии саперного батальона».
Уникальной была работа архитектора по реставрации Исаакиевского собора, связанная с неравномерной осадкой здания и его портиков. В 1882 г. трещины в верхних частях портиков достигали девяти сантиметров. Необходимо было приостановить дальнейпгее разрушение здания. По проекту Месмахера всего шесть рабочих привели каждую из 48 колонн из наклонного положения в вертикальное. По данным наблюдений с 1882 г. и по сей день собор более не требует ремонта.
В 1882 г. Месмахеру было поручено составление проекта дворца для великого князя Алексея Александровича (наб. Мойки, 122). К концу 1885 г. все строительные и отделочные работы были завершены. Современников поразил шикарный дворец в романтическом стиле на окраине города. В это же время Месмахер приступает к отделке парадных и приемных залов дворца великого князя Владимира Александровича — президента Академии художеств — на Дворцовой набережной, 26, и строительству дворца великого князя Михаила Михайловича (Адмиралтейская наб., 8). Строгие пропорции Новомихайловского дворца, соразмерность частей делают эту постройку одним из лучших монументальных сооружений не только в творчестве Месмахера, но и в архитектуре Петербурга этого времени. За возведение дворца зодчий был награжден орденом св. Анны второй степени. Когда император Александр III решил переселиться в Аничков дворец, интерьеры дворца поручили переделывать Месмахеру. После выполнения работ император выразил архитектору «свое удовольствие».
Одно из значительных творений зодчего, также формирующее архитектурный облик нашего города, — здание архива Государственного совета на углу Миллионной ул. и Зимней канавки. При строительстве архитектор применил новейшие достижения техники в области теплоснабжения и вентиляции, благодаря чему в здании Архива всегда сохранялась постоянная влажность. За строительство этого здания Месмахер был награжден орденом св. Станислава третьей степени.
В 1885 г. профессор архитектуры Максимилиан Месмахер начал проектировать и строить одно из лучших своих зданий — музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, директором которого он сам и являлся (Соляной пер., 13-15).
Месмахер возглавил училище в 1879 г., став его бессменным директором. Под руководством архитектора закладывались методические основы подготовки художников декоративно-прикладного искусства. Директор сам составил учебную программу. Система обучения была близка к академической, и училище стало очень популярным среди молодежи. Центральное училище технического рисования барона Штиглица, по положению, существовало на проценты с завещанного Штиглицем неприкосновенного капитала в 1 миллион рублей и завещанной суммы в 5 748 329 рублей. Эти деньги и расходовались на возведение зданий училища и музея. Месмахер отлично справился с организацией большой стройки и руководством ею. Строительство и отделка заняли десять лет. Торжественное открытие первого в Петербурге и единственного в России Музея декоративно-прикладного искусства состоялось в 1895 г. Своим выразительным, украшенным скульптурой фасадом здание памятно каждому петербуржцу.
Последней работой архитектора в России была переделка интерьеров церкви св. Петра на Невском проспекте. Будучи лютеранином, Месмахер от своего имени и от имени своих помощников отказался от всякого вознаграждения.
В 1896 г. в училище произошли события, от которых зодчий так и не смог оправиться. Капитал, завещанный Штиглицем, по настоянию секретаря Государственного совета А. Половцева был превращен в акции. Человек безукоризненной честности и принципиальности, Месмахер подал в отставку и был уволен. В 1897 г. Максимилиан Егорович с женой выехали за границу в Германию и поселились в Дрездене. Перед отъездом ученики вручили любимому учителю почетный адрес со словами сердечной благодарности и признательности. Под адресом стояло сто восемьдесят семь подписей.
Последние девять лет жизни архитектора прошли в Дрездене. Он умер 4 сентября 1906 г.
Творческая деятельность М. Е. Месмахера отличалась необычайной разносторонностью. Замечательный проектировщик и практик-строитель, превосходный художник, он был и теоретиком, и педагогом, и общественным деятелем. На фасаде училища установлена мемориальная доска с надписью: «Создателю и первому директору Училища рисования бар. Штиглица, автору и строителю музея, профессору архитектуры Максимилиану Егоровичу Месмахеру от его товарищей, сослуживцев, сотрудников и благодарных учеников и учениц».