Blue Flower

Малоохтинское раскольничье кладбище (именно так именовалась оно в документах дореволюционной России) было основано по указу императрицы Екатерины. Таким образом, это кладбище является одним из старейших некрополей Санкт-Петербурга. Правда, о существовании этого кладбища знает не так много петербуржцев. Во-первых, кладбище расположено в глубине жилого квартала на берегу реки Охты, а потому оно не очень заметно. А во-вторых, на этом кладбище хоронили людей, как правило, не очень богатых, да к тому же иноверцев.

В 18 веке среди проживающих на Охте было много старообрядцев, отказавшихся подчиниться официальной православной церкви и посему подвергавшихся ее жестоким нападкам и гонениям. Среди петербургских старообрядцев преобладали главным образом поморцы, которые не только отвергали священников и ряд таинств официальной церкви, но и молитвы за царя и брак. В октябре 1763 года Екатерина II на заседании Сената и Синода выступила с речью в защиту раскольников, и вскоре нападки на старообрядцев практически полностью прекратились, а отношение к ним государственной власти стало гораздо более терпимым.

В жизни старообрядцев-беспоповцев кладбище всегда играло важную роль. Прежде всего это происходило потому, что до 1883 года старообрядцам запрещалось строить церкви, и поэтому именно кладбища обычно выполняли функцию конфессионального центра. При них (часто полуофициально) строились молельни, благотворительные учреждения, книгописные и иконописные мастерские. Кроме того, заупокойный обряд и кладбищенское благолепие вообще чтились старообрядцами особенно высоко. Большое место кладбище занимало и в мирской жизни верующих. Там можно было узнать последние новости и получить важную коммерческую информацию со всех концов России. Так, на старообрядческом кладбище предприниматель-старообрядец всегда мог найти себе рабочих или партнеров из среды единоверцев или получить кредит из кладбищенского капитала.

В 1792 году на Малоохтинском кладбище на деньги купца М. Я. Ундзорова была построена каменная молельня, украшенная высоким куполом и колокольней. В начале 19 века при кладбище был открыт ряд благотворительных учреждений, таких как, например, богадельня и больница. Часть Малоохтинского кладбища принадлежала так называемым федосеевцам. Эти старообрядцы-беспоповцы проповедовали непримиримость к государству и официальной православной церкви, строгий аскетизм и безбрачие. Естественно, государственной власти не нравилось, что ее считают порождением антихриста, а потому федосеевцы особенно яростно преследовались властями. Именно соседство поморцев и федосеевцев стало поводом к закрытию Малоохтинского кладбища в 1850 году. Тогда две молельни (одна - поморцев, другая - федосеевцев) были запечатаны, а двумя годами позже был издан указ, запрещающий старообрядцам хоронить своих собратьев по вере на Малоохтинском кладбище. Богадельни были переданы Императорскому человеколюбивому обществу, и в одной из них в 1903-1904 годах по проекту Н. А. Виташевского была устроена православная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. После многочисленных прошений, в 1865 году Малоохтинское кладбище было вновь передано поморцам, но благотворительные заведения им так никогда и не вернули.

В первые годы правления Александра III отношение государственной власти к старообрядцам смягчилось. В 1883 году был даже издан указ, разрешающий устраивать старообрядческие молельни в частных домах, но только без колоколов, глав и крестов.

В конце 19 века ходатаем поморцев с Малой Охты перед властями стал их единоверец купец Василий Александрович Кокорев. Основатель Волжско-Камского банка, владелец нефтяных приисков и железных дорог, он разбогател на винных откупах. Но Кокорев был не только выдающимся финансистом и необычайно богатым человеком, он был щедрым меценатом и коллекционером, заметным общественным деятелем и талантливым публицистом. Среди его друзей были Д. И. Менделеев, М. П. Погодин, С. И. Мамонтов. Благодаря своим связям и средствам он сделал очень многое для общины старообрядцев. После смерти в 1889 году он был похоронен на Малоохтинском кладбище. Рассказывали, что когда его хоронили, поморцы в старорусском одеянии вынесли тело своего благодетеля из шикарного особняка и несли его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, на полотенцах до самого кладбища. После революции кладбище долгое время оставалось действующим. И только в 1946 году его закрыли. То, что оно не было уничтожено или разграблено как многие известные городские некрополи, можно объяснить тем, что на кладбище практически не было могил представителей столь ненавистного советской власти дворянского общества.

В 1980 годах старинное кладбище хотели ликвидировать, но, к счастью, от этого проекта отказались. Сейчас правда, кладбище находится в ужасном состоянии: оно - полузаброшено и служит пристанищем для нищих и бездомных. Так что если Вы все-таки решите прогуляться по этому старинному кладбищу, будьте готовы к тому, что оно совсем не похоже на благоустроенные лаврские некрополи.

Адрес: Шаумяна пр., 4
Станция метро: Новочеркасская