Blue Flower

Скульптор Матвей ЧижовМатвей Афанасьевич Павлов (псевдоним Чижов он взял позднее в честь известного мецената Ф. В. Чижова, поддержавшего будущего скульптора) родился 10 ноября 1838 г. в деревне Пудово Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина-каменотеса. Отец будущего скульптора содержал при немецком кладбище в Москве небольшую мастерскую по изготовлению надгробных памятников. Мальчик любил лепить из глины, а с одиннадцати лет начал помогать отцу в его ремесле.
Азы грамоты Матвей постигал у полицейского писаря, а затем обучался в Московской немецкой школе св. Михайла, где и получил начальное образование.
В 1856 г. юноша поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, параллельно упражняясь в лепке под руководством известного московского скульптора В. С. Бровского. Через год по рекомендации своего наставника Чижов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у профессора Н. А. Рамазанова.
В мастерской профессора юноша явно преуспевал. В 1858 г. за горельеф «Борцы» он получил Малую серебряную медаль, а через год за горельеф «Истязание Спасителя» — Большую серебряную медаль. По воспоминаниям одного из студентов, Чижов работал «с редким, чисто крестьянским упрямством — долго и упорно, как только могут работать крестьяне, с ранних лет привыкшие к труду».
Под руководством Рамазанова Чижов участвовал в работах по скульптурному оформлению храма Христа Спасителя, где по рисункам и эскизам Николая Александровича изготовил колоссальный горельеф «Сошествие Христа в ад». Для других московских церквей начинающий скульптор выполнил горельефы «Успение Богородицы» и «Святой Николай Чудотворец».
В 1861 г. молодой человек приехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств, где учился в скульптурном классе у Н. С. Пименова, а затем у А. Р. фон Бока. Вскоре М. О. Микешин пригласил студента Чижова к участию в создании монументального памятника «Тысячелетие России» для Великого Новгорода. В ходе работ Чижов исполнил около 70 фигур для горельефов «Военные люди и герои», «Просветители» и «Государственные люди».
Продолжая сотрудничество с Микешиным, Чижов принял участие в работе над памятником императрице Екатерине II в Петербурге. Скульптор выполнил статую самой государыни.
Работа над памятниками помогала учебе в Академии. Вскоре Чижов получил Малую и Большую серебряные медали за лепку с натуры и премии за барельефы «Пир царя Валтасара» и «Потоп Девкамиона». В 1865 г. за статую «Киевлянин, пробирающийся с уздечкой в руках через стан печенегов» студент был удостоен Малой золотой медали.
В 1867 г. Чижов закончил Академию художеств с Большой золотой медалью за барельеф «Христос воскрешает сына Наинской вдовы», получив звание классного художника и право на бесплатную пенсионерскую заграничную поездку.
В 1868 г. скульптор отправился в Рим, по пути останавливаясь в разных городах Германии, Австрии и Италии. В итальянский период Чижов выполнил скульптурные группы «Первая любовь», «Игра в жмурки», «Гадание на картах», «Мать-крестьянка, обучающая свою дочь грамоте» и небольшую статую девочки, грациозно перебирающейся через ручей по бревнышку, — «Резвушка». Все они были изготовлены из разных материалов, начиная от гипса и мрамора и заканчивая бронзой, что доказывало умение Чижова работать и с камнем, и с металлом. Позднее статуя «Резвушка» была повторена в десятках экземпляров, один из которых украсил парк перед императорской резиденцией в Ливадии в Крыму. Особую известность приобрела скульптурная группа «На пепелище». Показанная на выставках в Вене, Париже и Петербурге, она везде получила золотые медали. За работы, выполненные мастером в Италии, Академия художеств присвоила ему звание академика.
В 1875 г. скульптор вернулся в Россию, где получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже. На этом посту он провел огромную работу по осмотру, описи и реставрации большого количества скульптур, находившихся в императорских дворцах Петербурга и его пригородов.
В 1879 г. Чижов начал преподавать в Училище технического рисования барона Штиглица. Педагогическая деятельность скульптора продолжалась более тридцати лет.
В 1893 г. Матвей Афанасьевич был избран членом Совета Академии художеств.
Но не только педагогическая и общественная деятельность занимали время мастера. Продолжалась и его плодотворная творческая работа. В 1877-1879 гг. скульптор много трудился над изготовлением носовых украшений для кораблей русского флота, в частности, для фрегатов «Гангут», «Полярная звезда», военных клиперов «Разбойник», «Стрелок», «Наездник» и «Джигит».
В 1882 г. Чижов выполнения статуи «Психея с рогом изобилия» и «Тритон с дельфином», украшающие парадную лестницу во дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной (ныне Дом ученых).
В 1888-1889 гг. на фронтоне и в нишах здания Училища технического рисования барона Штиглица были установлены статуи «Слава», «Искусство» и «Ремесла» работы Чижова.
Скульптор много работал и в жанре портрета. В разное время он выполнил бюсты императора Александра II, художника И. К. Айвазовского, принца П. Г. Ольденбургского (для Императорского Училища правоведения), М. И. Глинки (для фойе Мариинского театра), живописцев Ф. Г. Громова и А. П. Боголюбова (для училища барона Штиглица). Бюст Н. А. Некрасова, изготовленный Чижовым, впоследствии был установлен на могиле писателя на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Кроме того, скульптор создал барельефы для пьедесталов памятников адмиралу П. С. Нахимову в Симферополе, графу М. Н. Муравьеву в Вильне (Вильнюсе), императрице Екатерине II в Одессе.
В 1893-1896 гг. скульптор работал над памятником императору Николаю I для города Киева. Помимо огромной статуи императора, он выполнил 4 барельефа для пьедестала. За монумент скульптор был удостоен высшей награды Парижской академии искусств — Большой золотой медали.
Матвей Афанасьевич Чижов умер в Петрограде 28 мая 1916 г.