Blue Flower

Скульптор Матвей МанизерМатвей Генрихович Манизер родился 5 марта 1891 г. в Петербурге в семье художника. Получив среднее образование, юноша поступил на математический факультет Санкт-Петербургского университета, который закончил в 1914 г. Параллельно в 1908-1909 гг. Матвей занимался в Училище технического рисования барона Штиглица под руководством В. Е. Савинского, а затем в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где обучался лепке у скульптора И. И. Андреолетти.
В 1911 г. молодой человек поступил в скульптурный класс петербургской Академии художеств, которую закончил в 1916 г. Его педагогами были профессора Г. Р. Залеман и В. А. Беклемишев.
С 1918 г. Манизер был одним из участников осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, являясь одним из основоположников социалистического реализма. Один из сохранившихся примеров воплощения этого плана — выполненный скульптором из простого цемента рельеф «Рабочий», находящийся в Петровском пассаже в Москве.
За сравнительно короткий срок Манизер создал целый ряд идеологически востребованных памятников. Монументальное воплощение образов вождей и героев революции и в дальнейшем было основной темой творчества скульптора. Так, в разное время он выполнил памятники В. Володарскому и «Жертвам 9 января 1905 г.» в Ленинграде, В. В. Куйбышеву и В. И. Чапаеву для города Куйбышева (ныне Самара), большое количество памятников В. И. Ленину, И. В. Сталину.
Памятники Ленину, созданные Матвеем Генриховичем, стали своеобразным эталоном для скульптурного изображения вождя революции и породили массу копий. Все памятники Сталину работы Манизера позднее были демонтированы.
Но у скульптора были не только идеологические заказы. Он создал статую А. С. Пушкина для нового здания вокзала в городе Пушкине и обелиск на месте дуэли поэта.
Также скульптор стал автором памятников Т. Г. Шевченко, установленных в Харькове, Киеве и Каневе.
С 1921 г. Манизер начал свою педагогическую деятельность, с небольшими перерывами преподавая в различных художественных институтах Петрограда-Ленинграда и Москвы.
В 1926 г. Матвей Генрихович вступил В Ассоциацию художников революционной России, а с 1937 по 1941 г. был председателем правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.
В 1941 г. Манизер переехал в Москву. В столице он выполнил большой объем монументальных работ для метрополитена. В частности, в разные годы мастер оформил станции «Площадь Революции», «Партизанская» («Измайловский парк») и «Белорусская».
Скульптор не прекращал и работ в монументальной пластике. По его проектам были выполнены памятники Зое Космодемьянской, В. А. Дегтяреву, И. П. Павлову, И. Е. Репину и другим выдающимся людям эпохи.
В 1953 г. Манизеру было поручено снять посмертную маску с лица И. В. Сталина.
В 1958 г. скульптору присвоили звание народного художника СССР, а в 1966 г. он стал вице-президентом Академии художеств СССР. За годы своей творческой деятельности Матвей Генрихович стал лауреатом большого количества премий, был награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды и многими медалями.
Последней крупной работой Манизера стала выполненная совместно с группой молодых скульпторов многофигурная композиция «Борьба за мир».
Матвей Генрихович Манизер умер в Москве 27 декабря 1966 г. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.