Blue Flower

Скульптор Михаил АникушинМихаил Константинович Аникушин родился 19 сентября 1917 г. в Москве в семье рабочего-паркетчика. Детство мальчика прошло в селе Яковлеве под городом Серпуховом.
С 1926 г. Михаил начал заниматься в скульптурной студии под руководством Г. А. Козлова в Москве.
В 1935 г. юноша приехал в Ленинград, где поступил в подготовительные классы при Всероссийской академии художеств к скульптору В. С. Богатыреву.
В 1937 г. Аникушин начал обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Его педагогами были талантливые скульпторы В. А. Синайский и А. Т. Матвеев. Уже первые работы студента «Девочка с козленком» и «Пионерка с венком» обратили на себя внимание яркостью пластического образа. Учебу в институте прервала начавшаяся Великая Отечественная война.
С первых ее дней молодой скульптор записался в народное ополчение, а в ноябре 1941 г. встал в ряды Красной армии.
Пройдя всю войну, в 1945 г. Аникушин вернулся в Ленинград и продолжил занятия в институте. В 1947 г. он закончил обучение. Его дипломной работой была статуя «Воин-победитель».
Уже с 1940-х гг. большое место в творчестве Аникушина занимала работа над созданием мемориальных образов А. С. Пушкина. В 1954 г. сидящая фигура поэта, выполненная скульптором, украсила вестибюль станции метро «Пушкинская» в Ленинграде. В 1957 г. памятник Александру Сергеевичу был установлен на площади Искусств. Он удачно вписался в исторический облик площади, и сейчас является одним из символов города. За эту работу Аникушину была присуждена Ленинская премия. В 1982 г. состоялось открытие еще одного памятника Пушкину — на этот раз в вестибюле станции метро «Черная речка». Памятники поэту, выполненные по проектам Аникушина, установлены и в других городах: Ташкенте, Кишиневе (бюст) и Пятигорске (бюст).
В 1960 г. скульптор приступил к работе над монументом «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». Вместе с ним работали архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский. Композиция из нескольких скульптурных групп была установлена на площади Победы и торжественно открыта в 1975 г. К 30-й годовщине Великой Победы.
Пятью годами ранее к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина на Московской площади состоялось открытие памятника вождю, выполненного по проекту Аникушина.
В разное время скульптор выполнил памятники выдающимся деятелям искусства и науки: А. И. Воейкову, В. М. Бехтереву, А. П. Чехову и многим другим.
Творил Аникушин и в жанре портретной скульптуры. В разное время он выполнил работы «Портрет матери», «Египтянин», «Юноша из Судана», скульптурные портреты военных медиков 3. П. Соловьева и П. А. Куприянова, академика А. Ф. Иоффе, балерины Г. С. Улановой, авиаконструктора А. С. Яковлева, космонавта Г. С. Титова, композитора Г. В. Свиридова и многих других.
Еще одним направлением в творчестве мастера стала мемориальная пластика. В разное время он создал надгробия актрисы Е. П. Корчагиной-Александровской, композитора Р. М. Глиэра. В Некрополе Александро-Невской лавры на могилах были установлены бюсты артистов Н. К. Черкасова и Ю. М. Юрьева, выполненные Аникушиным.
Много времени скульптора занимала общественная деятельность. С 1947 г. началась его преподавательская работа в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1962 г. Аникушин стал действительным членом Академии художеств СССР, председателем правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, в 1963 г. — секретарем правлений Союзов художников СССР и РСФСР. Также он руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств СССР.
В разное время Михаилу Константиновичу были присвоены звания народного художника СССР, Героя Социалистического Труда. Он был награжден орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной Войны II степени, орденом Трудового Красного Знамени и большим количеством медалей.
Последней работой скульптора стала статуя Ники, установленная на Петровской набережной к 300-летию Российского флота.
Михаил Константинович Аникушин скончался 18 мая 1997 г. в Санкт-Петербурге. Он был похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.
Именем скульптора названы торговое судно, сквер на Каменноостровском проспекте в Петербурге и аллея, пролегающая от сквера к Вяземскому переулку, в котором жил и работал скульптор.