Blue Flower

Скульптор Михаил КозловскийМихаил Иванович Козловский родился 26 октября 1753 г. в семье флотского трубача. Рано проявившиеся способности мальчика к рисованию побудили отца будущего скульптора отдать его в Академию художеств. Там он был определен в скульптурный класс, в котором преподавал талантливый французский художник, воспитатель многих выдающихся скульпторов того времени Н. Ф. Жилле. При выборе специальности юноша долго колебался — помимо лепки, которой Миша серьезно занимался, большим его увлечением было рисование.
Козловский демонстрировал быстрые успехи в искусствах. Награды сыпались на него одна за другой: в 1770 г. он получил Малую серебряную медаль за рисунок с натуры и Малую золотую медаль за создание программного рельефа «Владимир и Рогнеда»; в 1772 г. — Малую золотую медаль за программный рельеф «Князь Изяслав Мстиславич на поле брани»; в 1773 г. — Большую золотую медаль за дипломную работу «Возвращение Святослава с Дуная».
Окончание Академии с золотой медалью в те времена давало право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения обучения. Козловский отправился в Италию, где с большим удовольствием занялся изучением античного искусства, а также живописи и пластики эпохи Возрождения. Особенно его привлекало творчество Микеланджело Буонарроти. Вместе с тем скульптор много и успешно работал. Признанием Козловского за границей явилось присвоение ему в 1780 г. Марсельской академией искусств звания академика.
В том же году скульптор вернулся на родину и сразу включился в работу над оформлением строившихся зданий. Им были созданы барельефы для Концертного зала в Царском Селе и Мраморного дворца в Петербурге. Рельефы Мраморного дворца «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов», выполненные на сюжеты из истории Древнего Рима, олицетворяли тему доблести, величия духа и самопожертвования. Общей темой рельефов Концертного зала в Царском Селе была музыка.
В 1785 г. Козловский изваял из мрамора статую императрицы Екатерины II, представив ее в образе богини Минервы. Окутанная античным плащом и увенчанная шлемом, богиня одной рукой указывает на лежащие у ее ног трофеи — символы одержанных побед, а другой держит свиток с начертанными на нем законами. Идеализированный, полный величия образ императрицы-законодательницы понравился Екатерине, и скульптор получил разрешение на поездку в Париж «для приобретения познаний в своем художестве». В то же время Козловский создал еще одну статую со сложным аллегорическим смыслом — «Бдение Александра Македонского».
С 1788 по 1790 г. Козловский снова провел в Париже. Советом Академии ему было поручено руководство находившимися там пенсионерами. Одновременно и сам скульптор работал в натурном классе парижской Академии. Новой работой Козловского во Франции стала статуя «Поликрат Самосский», наполненная невероятной экспрессией и драматизмом.
В 1790 г. все российские пенсионеры были отозваны из Франции в связи с произошедшей там революцией. Вернувшись в Россию, Козловский завершил одну из самых прекрасных своих работ — мраморную статую «Спящий Амур». Сохранилось также много его набросков, сделанных в то время для будущих произведений скульптуры на мифологические, библейские и евангельские сюжеты, таких как «Смерть Ипполита» и «Тезей покидает Ариадну».
В 1794 г. Козловский был удостоен звания академика, а вскоре назначен адъюнкт-профессором скульптурного класса Академии художеств. 13 апреля 1795 г. президент Академии А. И. Мусин-Пушкин подал в академический совет записку, в которой говорилось, что «скульптуры г-н профессор и член Совета... Козловский из одного только усердия без всякого по сие время жалованья ставил неоднократно в натурном классе модели и имел смотрение над учениками», в связи с чем предлагал зачислить Козловского на штатное место профессора скульптуры. Возглавил Козловский и натурный класс Академии. В этом же году он вошел в состав Совета Академии. Еще через два года скульптор стал старшим профессором. Роль Козловского как преподавателя была чрезвычайно высока. Прекрасный рисовальщик, великолепный скульптор, чуткий и внимательный педагог, он снискал всеобщую любовь и уважение своих учеников. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: И. И. Теребенев, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и многие другие. Преподавательская деятельность скульптора продолжалась до самой его смерти.
Но Козловский не прекращал и творческой работы. В 1797 г. он выполнил статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ». Мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» и целый ряд других скульптурных и графических эскизов были созданы скульптором на тему гомеровских произведений. В 1801 г. в мастерской Козловского появилась на свет удивительно гармоничная мраморная статуя «Психея».
В 1799 г. скульптор изваял статую «Геркулес на коне», в которой символически выражалась идея победоносных походов фельдмаршала А. В. Суворова. В этом же году Козловский приступил к созданию памятника великому русскому полководцу. Многочисленные сохранившиеся эскизы свидетельствуют о длительных и сложных композиционных поисках, бесконечных изменениях в решении образа. Только в последних вариантах появилось представление Суворова в виде бога войны с мечом и щитом в руках. Козловский решил уйти от изображения конкретных черт личности фельдмаршала, показав отвагу, решимость и непоколебимую волю полководца. Постамент, спроектированный скульптором при участии А. Н. Воронихина, подчеркивает пластичность статуи. Торжественное открытие памятника на Марсовом поле неподалеку от Михайловского замка состоялось 5 мая 1801 г. (Позднее монумент был передвинут ближе к берегу Невы.) Появление монумента, прославлявшего Россию и ее выдающегося полководца, было крупнейшим событием в художественной жизни того времени. Его создание явилось вершиной творчества Козловского. Считается, что именно с памятника Суворову началась история русской монументальной скульптуры.
Другим выдающимся произведением Козловского и подлинным украшением петергофских фонтанов стала композиция «Самсон, раздирающий пасть льва» — центральная статуя в скульптурном ансамбле Большого каскада. (В конце XVIII в. лучшие российские ваятели того времени — Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Г. Гордеев, Ф. Ф. Щедрин и другие — были привлечены к работе над обновлением этого ансамбля.) Создавая «Самсона», Козловский как всегда обратился к символическому решению. Библейский богатырь Самсон олицетворяет Россию, а лев — побежденную в Северной войне Швецию. Статуя композиционно объединила и завершила скульптурный комплекс Большого каскада.
Ансамбль петергофских фонтанов был уничтожен во время Великой Отечественной войны и восстановлен по старым рисункам в 1947 г. скульптором В. Л. Симоновым при участии скульптора Н. В. Михайлова.
Жизнь талантливого скульптора оборвалась в самом расцвете его творческих сил. Михаил Иванович Козловский скоропостижно скончался 18 сентября 1802 г. в возрасте сорока восьми лет. На могиле выдающегося скульптора на Смоленском кладбище был установлен памятник работы его ученика В. И. Демут-Малиновского, на котором высечено: «Под камнем сим лежит ревнитель Фидиев, российский Буонарот». В 1931 г. прах и памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.