Blue Flower

Скульптор Михаил микешинМихаил Осипович Микешин родился 9 февраля 1835 г. в небольшом селе Максимкове Рославльского уезда Смоленской губернии. Отец будущего скульптора Осип Егорович Микешин был мелким чиновником и исполнял должность соляного пристава. Во время Отечественной войны 1812 г. он воевал в партизанском отряде А. С. Фигнера, слыл отчаянным храбрецом, был ранен и отмечен наградами. Впоследствии в своих воспоминаниях скульптор рассказывал, что в семье как реликвия хранились часы с выгравированной надписью: «От полковника партизанских команд Фигнера партизану Рославльской дружины Иосифу Егоровичу Микешину».
Михаил получил начальное образование в приходской школе, а затем в Рославльском уездном училище, где был лучшим учеником. Затем он несколько лет учился в гимназии в Смоленске, где также отличался успехами.
Первые уроки живописи мальчик получил у местного иконописца Тита Андронова, а первой скульптурной работой Михаила был бюст его деда, вылепленный из глины.
Гимназию юноша так и не закончил. В шестнадцатилетнем возрасте он устроился чертежником на строительство Московско-Варшавского шоссе. В свободное время он брал уроки у местного живописца А. Е. Рокачевского.
Способности молодого человека заметил смоленский помещик А. А. Вонлярский, бывший в то время главным подрядчиком строительства смоленского участка дороги. Он уговорил Осипа Егоровича отпустить сына и в 1852 г. на свои средства отправил его в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Михаил выдержал все экзамены и стал учиться в классе батальной живописи у профессора Б. П. Виллевальде. Одновременно он посещал лекции вольнослушателем в Санкт-Петербургском университете.
Успехи юноши в Академии были очевидны. Уже в первый год обучения за картину «Лейб-гусары у водопоя» он получил Малую серебряную медаль. Картина принесла ему и первый заработок — ее купил для своей коллекции император Николай I. В дальнейшем Микешин последовательно получил все возможные ученические награды и медали. Работы молодого художника были столь профессиональны, что великая княгиня Мария Николаевна заказала ему шесть холстов с изображением повседневной жизни донских казаков, а сам Михаил был приглашен давать уроки рисования великим княжнам Марии Максимилиановне и Евгении Максимилиановне.
В период обучения в Академии Микешин создал целый ряд картин, посвященных страницам военной истории, среди которых особенно выделялись «Дело при Башкадыкларе», «Падение литовской крепости Пиллоны», «Гусары у колодца».
В 1858 г. юноша с отличием окончил Академию, получив Большую золотую медаль за историческое полотно «Въезд графа Тилли в Магдебург в 1631 г.», повествующее об одном из эпизодов Тридцатилетней войны. Микешину было присвоено звание классного художника и предоставлено право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу. Однако вместо того чтобы отправиться в Европу, молодой, практически не имеющий опыта самостоятельной работы художник занялся совсем иным.
В 1859 г. в России был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие России», который предполагалось установить в Великом Новгороде. В конкурсе приняли участие около сорока скульпторов и архитекторов. Всего было представлено 57 работ, однако ко всеобщему удивлению выбор пал на малоизвестного тогда выпускника живописного отделения Михаила Микешина. Юноша представил на конкурс не скульптурную модель, а проект-рисунок с изображением общего вида и фрагментов будущего памятника. Вместе с тем он нашел образ, который передавал главную мысль монумента, объединив все детали многофигурной композиции.
Вдохновленный неожиданным успехом на конкурсе и ответственным заказом, Микешин проявил незаурядные организаторские способности, сумев привлечь к исполнению монумента целую группу известных и начинающих скульпторов — И. Н. Шредера, М. А. Чижова, А. Н. Лаверецкого, Р. К. Залемана, А. М. Опекушина, А. М. Любимова, П. С. Михайлова. «Я прибег за помощью и советом ко всем известнейшим нашим историкам и писателям, которые и не отказали мне в просимом содействии», — вспоминал впоследствии Микешин. Среди посетителей мастерской художника были историк Н. И. Костомаров, филолог Ф. И. Буслаев, писатель И. С. Тургенев, поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский. Микешину пришлось изучать скульптурную технику, чтобы руководить работами специалистов и самому принимать в них непосредственное участие. Работа велась интенсивно. По рисункам художника всего за год было выполнено 128 изваяний.
Величественный монумент был открыт в 1862 г. За труды по его созданию Микешин был награжден орденом Св. Владимира IV степени и пожизненным пенсионом в размере 1200 руб. серебром в год.
Годом ранее скульптор начал работу над другим прославившим его творением — памятником императрице Екатерине II. В этой работе под руководством Микешина принимали участие скульпторы М. А. Чижов, А. М. Опекушин и архитекторы Д. И. Гримм и В. А. Шретер. Памятник был торжественно открыт на площади перед Александрийским театром в 1873 г., но еще в 1869 г. за его создание скульптору было присвоено звание академика.
В 1888 г., в дни празднования 900-летия крещения Руси, в Киеве перед Софийским собором был открыт памятник Богдану Хмельницкому, выполненный по проекту Микешина. Монумент и сейчас украшает город на Днепре и является одним из его символов.
Список творческих работ скульптора огромен. По его проектам были созданы памятники «Победам русского флота» и адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве, «Победам русского оружия» в Полтаве, Ермаку в Новочеркасске, императору Александру II в Ростове-на-Дону, Минину в Нижнем Новгороде, адмиралам В. А. Корнилову, П. С. Нахимову и В. И. Истомину на Малаховом кургане в Севастополе и многие другие.
В 1906 г. по проекту Микешина был сооружен памятник императрице Екатерине II в Краснодаре. Его открытие приурочили к столетнему юбилею переселения на Кубань казаков Черноморского войска. Уничтоженный в 1920 г., памятник был воссоздан в 2006 г.
Известность скульптора быстро перешагнула границы России. Он принимал участие в большом количестве международных конкурсов. По его проектам был создан памятник в честь Конституции Португалии в Лиссабоне. За него мастера наградили высшим португальским орденом и избрали членом Лиссабонской академии. В Белграде Микешин стал автором проекта монумента в честь освобождения от турецкого ига и памятника сербскому князю Михаилу III Обреновичу. За эти работы скульптора наградили сербским орденом «За независимость». Также мастер участвовал в конкурсах по созданию памятников А. Мицкевичу в Варшаве и президенту А. Линкольну в Вашингтоне. Уже в конце жизни, будучи тяжело больным, он стал одним из соискателей на создание памятника Жанне д'Арк во Франции. По мнению специалистов, эскиз этого монумента является одной из лучших работ скульптора.
Не оставлял Микешин и занятий живописью. Его кисти принадлежат портреты Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко и других прославленных современников. Кроме того, Михаил Осипович рисовал иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко. Увлекался художник и карикатурой. В 1876-1878 гг. он издавал журнал «Пчела», публикуя в нем свои рисунки, очерки и воспоминания.
По отзывам современников, Микешин был добрым, веселым, жизнерадостным, «высок ростом, очень красив, необычайно силен». Будучи любознательным человеком, он очень много путешествовал. В его квартире постоянно проходили встречи, на которых собирались творческие люди — художники, скульпторы, архитекторы, артисты, писатели, критики.
О своем же главном творчестве скульптор говорил: «Каждый памятник должен представлять собой идею, а эта идея должна быть выражена в такой ясной и наглядной форме, которая была бы понятна всем и говорила сердцу и уму людей о великих деятелях, оставивших неизгладимый след своей деятельности в исторической жизни народа».
Михаил Осипович Микешин скончался в Петербурге в своей квартире в доме 128 по набережной Фонтанки 19 января 1896 г. Он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установлено надгробие, выполненное сыном скульптора — Б. М. Микешиным.
В 1985 г. в Смоленске был установлен памятник Михаилу Осиповичу, выполненный по проекту скульптора А. И. Рукавишникова.