Blue Flower

Михаил Петрович Попов родился 23 августа 1837 г. в Петербурге. Мальчик был незаконнорожденным, и сведений о его отце нет. Дед Михаила был «плотничным десятником» Адмиралтейской флотской мастеровой роты. О детстве будущего скульптора также ничего не известно. Сам Попов позднее отмечал, что «наукам обучался в частном пансионе госпожи Клемченко», посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников.
В 1859 г. юноша поступил в Академию художеств. В скульптурном классе его руководителем был профессор Н. С. Пименов.
В 1860 и 1861 гг. Попов был награжден Малой и Большой серебряными медалями за лепку с натуры, а еще через год — Малой золотой медалью за статую «Отдыхающий косец». Большую золотую медаль и право на бесплатную заграничную поездку Михаил получил в 1866 г. за барельеф «Пенелопа в печали, окруженная прислугою, приносит женихам лук и стрелы своего мужа».
В 1867 г. молодой скульптор отправился в Италию. По пути в Рим он посетил Берлин, Дрезден, Вену, Венецию, Флоренцию и Неаполь. Сняв в итальянской столице скульптурную мастерскую, Попов сразу погрузился в работу. Уже через год он выполнил статую «Девочка-кокетка». В 1870 г. мастер повторил ее в мраморе.
Римское наводнение 1870 г. надолго прервало работу скульптора. Его мастерская была полностью затоплена, погибли все статуи, этюды и бюсты, отлитые из гипса, пропало много инструментов, но неудача не сломила молодого человека.
В 1872 г. за представленные на выставке в Академии художеств статуи «Девочка-кокетка» и «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» Попов получил звание академика и премию в размере 2000 руб.
В 1873 г. скульптор вернулся в Петербург. Он подал ходатайство в Совет Академии о продлении его пенсионерской поездки еще на два года. Это разрешение ему дали в виде исключения.
Вторая командировка Попова была гораздо более успешной. В 1874 г. в Риме он начал работу над композицией «Фрина перед судом народа». Эта статуя, позднее выполненная в мраморе, считается одной из лучших работ скульптора.
В 1878 г. Попов вернулся в Россию, привезя с собой множество работ: «Фрина перед судом народа», «Смеющаяся девочка», «Плачущий мальчик», «Группа чучар», «Головка чучары», «Бюст нубийца», «Улыбающаяся девочка», «Головка мальчика», «Головка из терракоты», «Голова молодого Августа», «Копия с антика». В ноябре 1878 г. за эти работы скульптору было присвоено звание профессора.
Творческая деятельность Михаила Петровича была очень многогранна. В разное время он выполнил монументальные бюсты писателя и издателя Н. И. Новикова, архитектора А. Ф. Кокоринова и историка Ф. И. Миллера (их планировалось установить в сквере возле памятника Екатерине II), несколько бюстов императора Александра II, памятник императору Александру III, портретный барельеф для надгробия министра С. А. Грейга на Смоленском кладбище. Скульптор оформлял интерьеры церкви Двенадцати Апостолов при Петербургском почтамте, а также домовой церкви мученицы царицы Александры во дворце великого князя Павла Александровича на Английской набережной.
В 1891 г. мастер завершил начатую еще в Риме работу над статуей «Клеопатра».
Но, пожалуй, наиболее известное творение Попова — создание скульптуры для крыши Зимнего дворца, проходившее по заказу Дворцового управления в 1890-1894 гг. Тогда обветшавшие каменные статуи заменили фигурами, вычеканенными из листовой меди. Их изготовили на фабрике «А. Моран». Всего по 25 моделям Попова было выбито 102 фигуры и 74 вазы, которые при установке заполнили битым пудостским камнем.
Последняя работа скульптора — памятник императрице Екатерине II для Одессы — так и не была завершена.
Михаил Петрович Попов скончался 10 января 1898 г.