Blue Flower

Московские триумфальные ворота Сооружены в 1838 году повелением императора Николая I, в честь славных побед русского оружия, о чем была сделана надпись на аттике: «Победоносным войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1829, 1830 и 1831 гг.». Со стороны Москвы надпись выполнена по-русски, со стороны Петербурга — по-латыни. Московские ворота были открыты через четыре года после Нарв-ских и стали последним сооружением выдающегося зодчего Стасова, оставившего после себя архитектурные шедевры, украшающие северную столицу. Правда, из-за большой занятости мастера руководство работами на Московских воротах было возложено на младшего архитектора Е. И. Диммерта.

Проект строительства круглой площади на границе Санкт-Петербурга, в ста метрах южнее Лиговского канала, был утвержден в 1831 году Комитетом для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. К тому времени относят и первые проекты строительства на новой площади триумфальных ворот. Еще до утверждения проекта государем Стасов возводит макет ворот в натуральную величину. За двадцать дней, зимой 1834 года, плотники построили ворота, по которым и были сделаны итоговые чертежи, представленные на суд императора. Окончательное утверждение проекта Московских триумфальных ворот произошло 20 апреля 1834 года. А сметы на производство работ, подготовленные Стасовым при участии М. Е. Кларка, директора Александровского чугунолитейного завода, определялись суммой 825051 рублей 20 копеек.

Московские ворота уже иные, чем Нарвские: они полностью изготовлены из чугуна, что обусловило иную архитектурную концепцию — свободно стоящий дорический портик, величественный и легкий одновременно. Этот прием уже был использован зодчим 21 год назад, в Царском Селе. Скромные, но одновременно строгие и торжественные, триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам» в загородной царской резиденции были построены в 1817 году. Подробный рассказ о царскосельских памятниках пойдет позже, но мы запомним то, откуда Василий Петрович черпал те или иные архитектурные идеи, и как они были переработаны в последнем творении этого великого русского зодчего.

Портик, украшенный двенадцатью каннелированными колоннами дорического ордера, перекрыт антаблементом* с фризом, состоящим из медночеканенных гениев с гербами тридцати шести русских губерний. Главными из них служат гении «Изобилие» и «Победоносный». Надписи украшают аттик, который декорирован также скульптурными группами «Трофеи». Декоративное убранство фриза, трофеев выполнил замечательный скульптор Б. И. Орловский, автор бронзовой фигуры ангела, которой увенчана Александровская колонна. Начало работы над моделями относится к лету 1834 года, а в декабре, после осмотра их императором в мастерской художника, гении и трофеи были утверждены к изготовлению. 14 сентября 1834 года прошла торжественная церемония закладки Московских ворот в пятую годовщину заключения Адрианопольского мира с Турцией. В фундамент сооружения были положены золотые, платиновые, серебряные и медные монеты; там же установили плиту с текстом императорского указа о строительстве триумфальных ворот и датой их закладки; и далее были опущены двадцать два именных камня с инициалами членов строительного комитета, императорской фамилии и архитектора.

Для фундамента привезли оставшиеся от недостроенной колокольни Смольного монастыря 1978 штук гранитных кирпичей, подрядчики начали постоянно подвозить различные строительные материалы,— работа на стройке закипела. К сентябрю 1835 года фундамент высотой четыре метра, из крупной бутовой тосненскойплиты на известковом растворе с последующей утрамбовкой, был закончен. Сравнительно небольшой вес памятника позволил отказаться от забивки свай и сэкономить расходы по строительству.

К августу того же года была доставлена на завод гипсовая модель трофея, первого элемента декора ворот, и приступили к изготовлению чугунных форм, на основе которых принялись чеканить скульптуру из меди. Дольше работал Орловский над гениями с гербами, точность исполнения которых должна была быть безупречной. Смерть Орловского прервала работу над скульптурным убранством Московских ворот, которая была закончена уже без него. Работой по сборке чугунных деталей, первые из которых стали привозить к месту строительства в 1836 году, руководил мастер Забурдин. К концу года было собрано шесть колонн одного ряда. К июню 1837 года все чугунные детали и часть медных были установлены. Колонны, а так задумал Стасов, были разделены на несколько групп: две группы из четырех колонн с краев сооружения, и две в середине из двух колонн. Этим достигнута необходимая гармоничность сооружения,— центральный пролет имеет при этом размер более 9 метров, а два боковых,— по 6.

В мае 1838 года украшение ворот фигурами гениев и трофеями было закончено, на аттике прикрепили надпись, составленную императором Николаем Первым. Мемориальное сооружение предстало во всей своей красе. Один миллион сто восемьдесят тысяч рублей было затрачено на изготовление и установку этого самого крупного на то время сооружения их чугуна. Весной 1838 года под руководством Ивана Кельбурга была начата покраска ворот в темно-бронзовый цвет. Скульптуры покрыли просто бронзовой краской, а кордегардии* с двух сторон от ворот получили светло-коричневые фасады. Два фонаря-торшера на чугунных столбах,

чугунные банкетки для прохожих в боковых пролетах ворот и полосатая будка со шлагбаумом дополнили общую картину городской заставы, с Триумфальными воротами по центру.

16 октября 1838 года в 11 часов утра, под звуки оркестра Московские триумфальные ворота были торжественно открыты.

Не просто сложилась судьба этого бесценного памятника русской боевой славы и одного из лучших творений Стасова в XX веке. При проведении работ по реконструкции Московского проспекта и строительстве нового городского центра, в тридцатые годы ворота были демонтированы, а здания кордегардий снесены. Долгое время скульптурное убранство памятника лежало на складах Академии художеств, Артиллерийского музея и Музея городской скульптуры. И только 8 мая 1956 года городские власти приняли решение о восстановлении памятника, проект которого разработала группа архитекторов, под руководством И. Г. Кап-цюга. Но не все оказалось так просто,— было утеряно большое количество деталей и частей этого сложного сооружения. Из 30 гениев осталось только 13, не хватало 43 колец от колонн. В 1959 году Московские триумфальные ворота в основном были собраны, но реставрационные работы продолжались еще более двух лет. А историческую надпись позолоченными бронзовыми буквами восстановили на аттике лишь в 2002 году.

«Это памятник жестоких войн и памятник, который воздвиг своей архитектуре Стасов»,— напишет о последнем творении архитектора другой зодчий, И. А. Фомин.

В 2003 году в сквере у Московских ворот был открыт памятный знак «Московская застава», в память об исторической заставе, располагавшейся в этом месте. Архитектором сооружения в виде гранитных столбов высотой 3,5 метра, с декором из металлических пушечных стволов, шпаг и щитов является В. М. Ривлин, скульптором — Я. Я. Нейман.