Blue Flower

Нарвские ворота Нарвские триумфальные ворота — великолепный памятник во славу русского оружия, — украшают ныне площадь Стачек города на Неве. Предыстория у этого сооружения была следующая. 14 апреля 1814 года курьер доставил в столицу России известие о вступлении русских войск в столицу Франции — Париж. Для встречи возвращающегося в столицу гвардейского корпуса архитектор Джакомо Кваренги разработал проект строительства временных триумфальных ворот, которые соорудили в конце Нарвской дороги, недалеко от Обводного канала. Решение о строительстве триумфальных сооружений было принято Правительственным Сенатом, а инициатором выступил петербургский генерал-губернатор Сергей Кузьмич Вязмитинов. Небольшую од-нопролетную арку из дерева и алебастра украшала скульптура работы И. И. Теребенева,— колесница Победы с шестеркой лошадей. На пилонах ворот были перечислены названия гвардейских полков, а аттик украшала надпись на русском языке и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества в день 30 июля 1814 года».

30 июля 1814 года войска (Первая гвардейская пехотная дивизия, Преображенский, Семеновский, Измайловский и Егерский полки) торжественно вошли в столицу через Нарвские ворота под звуки оваций радостных горожан на трибунах по обеим сторонам от ворот. Трибуны были заняты дворянством, именитыми горожанами, духовенством; простой люд стоял по краям дороги, и, также радостно встречал свою армию-победительницу. Популярная столичная газета «Русский Инвалид» сообщала: «Нынешний день принадлежит к числу прекраснейших, победоносные воины императорской гвардии возвращались домой, покрытые лаврами». Возвращающиеся войска проходили через Нарвские триумфальные ворота еще не один раз, в течение всего лета и осени —до конца октября.

Позднее, дабы сохранить память о событиях того победного года, стараниями петербургского генерал-губернатора М.А.Милорадовича архитектором В.П.Стасовым было начато строительство каменных ворот на Старо-Петергофском проспекте, на городской окраине, рядом с тем местом, где стояли ворота Кваренги, ближе к реке Таракановке. Газета «Северная пчела» по этому поводу писала: «В пятницу, 26 августа, в день незабвенного в воинских летописях России сражения Бородинского происходила здесь, в Санкт-Петербурге, за Нарвской заставой, закладка новых триумфальных ворот в честь гвардейского корпуса. Там собраны были в строю все служащие в гвардейском корпусе генералы, офицеры и нижние чины, имеющие медали за 1812 год и за взятие Парижа, также кульмские кресты, всего более 9000 человек».

При проектировании новых ворот Стасов старался максимально точно учитывать старый проект. Высокое классическое сооружение из кирпича и гранита (цоколь) украшено рядами коринфских колонн (всего их двадцать штук высотой 10 метров), богато декорировано различными скульптурными элементами из листовой меди и надписями из бронзы. Высота ворот — 31 метр, ширина — 22 метра.

В основание фундамента забили 1076 восьмиметровых деревянных свай. Основание фундамента толщиной в 3 метра выложили из гранитных плит, половина из которых состоит из тосненского камня, а вторая половина — из гранита. Более пятисот тысяч кирпичей использовали для постройки ворот, а количество занятых рабочих превышало 2600 человек.

Верх триумфальных ворот венчает скульптурная композиция «Слава» из кованой меди, исполненная В. И. Демут-Малинов-ским (колесница и два коня), П. К. Клодтом (кони) и С. С. Пиме-новым (фигура гения). Статуя Победы высотой более 5 метров помещена в колесницу, которую мчит шестерка коней. В нишах ворот, по обеим сторонам, установлены высокие медные четырехметровые статуи воинов в старинном русском вооружении, также работы Демут-Малиновского. Их снаряжение выполнил художник Ф. Г. Солнцев, работая с подлинными образцами в Оружейной палате московского Кремля.

На аттике, над карнизом, в окружении крылатых Гениев Славы и Победы (скульпторы М. Г Крылов, Н.А.Токарев), золотыми буквами начертано: «Победоносной российской Императорской гвардии признательное отечество в 17 д. августа 1834. Victricibus Rossicis Legion. Imp. Corp. Custod. Crata Patria. D. XVII.M.Aug. An. MDCCCXXXIV». Ниже, на фризе: «Повелением Александра Первого». С внутренней стороны ворот имеется следующая надпись: «Сооружены значительным денежным соучастием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова».

На пилонах можно прочесть наименования гвардейских кавалерийских полков: «Полки Императорской Гвардии Конница: Кавалергардский. Конный. Кирасирский. Конная артиллерия. Конница: Драгунский. Гусарский. Уланский. Казачий. Пехота: Преображенский. Семеновский. Измайловский. Егерский. Артиллерийская бригада. Литовский. Гренадерский. Павловский. Финляндский. Морской экипаж». Боковые стороны арки сообщают о местах решающих сражений той войны: «Бородино, Тарутино, Малый Ярославец, Красное, Кульм, Фер-Шампе-нуаз, Париж». На торце слева в нишах стоит дата: «Начаты 26 авг. 1827», справа: «Открыты 17 авг. 1834». На строительство было выделено 400 тысяч рублей из наследства генерала Уварова, завещанного на постройку памятника в честь Гвардейского корпуса.

Закладка ворот была чрезвычайно торжественна и тщательно расписана организаторами этого важного мероприятия. Первым на дно котлована уложил специальный закладной камень с простой гравировкой протоиерей Николай Музовский, последний закладной камень с гравировкой серебром положил в фундамент сам архитектор. На камнях членов императорской фамилии, а в церемонии принимали участие император Николай I, императрица Александра Федоровна, цесаревич Александр Николаевич, великие князья и княгини,— их имена и титулы были вырезанызолотом. На золотом блюде Стасов поднес эти закладные камни. После укладки камней зодчий на том же золотом подносе вынес золотые монеты и их разложили на камнях. И снова последняя монета была положена самим архитектором. Финальным аккордом закладной церемонии стало торжественное возложение в основание ворот медалей «За 1812 год» и «За вход в Париж», георгиевских и кульмских крестов от каждого из полков и монет. Все это закрыли памятной доской.

Открытие памятника состоялось в годовщину Кульмской битвы 17 августа 1834 года торжественным парадом гвардейских полков, который возглавляла рота дворцовых гренадеров, состоящая из участников войны — героев, награжденных Георгиевскими крестами и орденами Святой Анны*. В высоких медвежьих шапках, в мундирах с алыми лацканами и золотыми галунами, в узких брюках гренадеры потрясали красотой своей формы. Впереди роты шел командир, за ним два флейтиста и два барабанщика. Четыре офицера торжественно несли знамя со словами «В воспоминание подвигов Российской гвардии».

С открытием памятника на границе города возникла новая площадь, появился торжественный въезд в столицу со стороны Нарвы, с западной границы империи. Отмечая это, историк И. И. Пушкарев писал: «Въезд в Петербург со стороны Нарвского тракта вполне достоин столицы... Глаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на площади триумфальных ворот. Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню Победы, стараетесь прочесть надпись и не чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом городе».

Ворота неоднократно реставрировали и ремонтировали. В 1880 году была частично заменена обшивка. В 1925 году Нарвские триумфальные ворота начали реставрировать, но это затянулось на пятнадцать лет и работы не были закончены полностью. Большое обновление сооружения проводилось в 1949—1952 годах. Реставраторы заменили медную кровлю, отремонтировали лестницу и полы. Были воссозданы утраченные части орнамента, заменены части скульптурной группы, восстановлены венки и части оружия. Буквы впервые за долгие десятилетия засверкали на солнце сусальным золотом.

Капитальная реставрация проводилась также в 1978—1980 годах, а последние большие работы вела компания «Интарсия» к 300-летию Санкт-Петербурга, когда, помимо реставрации отдельных частей сооружения, была восстановлена историческая окраска ворот в темно-зеленый цвет.

В наши дни в помещениях триумфальных ворот расположен филиал Музея городской скульптуры и проводятся различные исторические выставки.