Blue Flower

Архитектор Николай ЕфимовНиколай Ефимович Ефимов родился 9 мая 1799 г. в деревне Яковлево Обоянского уезда Курской губернии и воспитывался в доме местного помещика Е. Г. Заплатана, которому будущий архитектор, по всей вероятности, приходился побочным сыном.
Мальчик рано пристрастился к учению и в шесть лет уже умел читать, писать и хорошо рисовать. Увлеченность рисованием была всячески поддержана, и 6 октября 1806 г. мальчика привезли в Петербург для определения в Академию художеств. Пятнадцать лет длилась учеба в Академии, причем последние шесть Николай занимался в архитектурном классе. На выпускных экзаменах за проект музея он получил золотую медаль. Талантливый выпускник получил аттестат первой степени, звание художника 14 класса, шпагу — знак принадлежности к дворянскому сословию и право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии художеств на средства Государственного казначейства. Обычно так всегда и было, но в 1820 г. выпускников оставили на три года стажироваться в России, оценивая при этом их творческую самостоятельность и нравственные качества.
Николая Ефимова оставили при Академии «для усовершенствования» и поручили обучать воспитанников черчению ордеров. В 1826 г. по поручению президента Академии А. Н. Оленина Ефимов отправился в Киев для обследования недавно обнаруженных остатков Десятинной церкви — первого христианского храма не только в Киеве, но и во всей Руси. Выпускник Академии настолько был увлечен научной археологией, что добился разрешения производить подобные работы в Новгороде и Москве.
В 1827 г. наконец состоялась заграничная поездка Ефимова. Он проехал через Пруссию, Саксонию, Австрию, посетил Венецию, несколько лет прожил в Риме. Оттуда он отправился в путешествие в Грецию.
В Петербург Ефимов вернулся только в 1840 г. и сразу же был «признан достойным степени Академика в знак уважения известных трудов в архитектурном художестве».
Архитектор был причислен к Кабинету его императорского величества для участия в восстановлении Зимнего дворца после страшного пожара 1837 г. Он становится главным помощником архитектора В. П. Стасова, возглавлявшего эти ответственные работы. Вместе со Стасовым Ефимов разрабатывал проекты интерьеров Фельдмаршальского, Петровского, Гренадерского, Белого, Апполонова и Георгиевского залов. Помимо Зимнего дворца Ефимов занимался окончательной отделкой галерей Малого Эрмитажа.
Имя Ефимова становится настолько популярным, что по его проектам возводятся гостиный двор в Орле, комплекс ярмарочных сооружений в Казани, Институт благородных девиц в Нижнем Новгороде, а также разные сооружения во многих других городах России.
За выполненные работы Ефимов удостаивается звания почетного вольного общника Академии художеств, а чуть позже — звания профессора второй степени, даже без исполнения программы.
В 1847 г. по проекту Ефимова начали перестраивать здание Городской думы на Невском проспекте, решенное в стиле итальянского ренессанса. Работы по реконструкции завершил в 1852 г. Л. Л. Бонштедт. В этом же стиле выполнены фасады Шуваловского дворца (наб. Фонтанки, 21) и дом «лампового мастера» С. О. Китнера на Исаакиевской площади, 7.
Серьезным испытанием для зодчего явилось участие в строительстве Нового Эрмитажа на Миллионной улице по проекту баварского архитектора Лео Кленце. Ефимов был не только основным директором-распорядителем по сооружению здания, но и главным оппонентом Лео Кленце по части корректировки линии южного фасада здания и изменения конструкции сводов над всеми залами первого этажа. Интерьеры, созданные по проекту Ефимова, стали самыми удачными в конструктивном, композиционном и цветовом решении.
Не менее крупной и ответственной работой архитектора было проектирование и строительство Воскресенского женского монастыря, впоследствии названного Новодевичьим (Московский пр., 100). Проект монастыря зодчий создал в 1848 г. Это был целый комплекс зданий с главным монастырским собором, церквями, кельями, службами, монастырским парком и кладбищем. Строительство монастыря завершилось только в начале XX века. В 1918 г. монастырь был закрыт, а многие его сооружения уничтожены. На кладбище монастыря захоронены Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев. М. А. Врубель и многие другие известные деятели науки и культуры Петербурга. По проектам архитектора были также построены Миловская церковь на Захарьевской улице и Малокаменская церковь в Коломне. Оба эти храма были взорваны в 1932 г.
Также Ефимов занимался планировкой Знаменской площади (пл. Восстания) перед Николаевским (Московским) вокзалом. Площадь до сих пор не изменила своих очертаний и не утратила красоты, хотя с нее убрали памятник Александру III и уничтожили Знаменскую церковь, построенную архитектором Ф. П. Демерцовым.
В 1844 г. Ефимов приступил к осуществлению своих лучших проектов — постройке домов министра и министерства государственных имуществ (Исаакиевская пл., д. 4 и д. 13). Здания прекрасно вписались в сложную композицию площади, созданную трудами О. Монферрана и А. И. Штакеншнейдера. Отделку обоих зданий осуществил Л. Бонштедт.
Сейчас восстановлена высокохудожественная ограда памятника Николаю I на Исаакиевской площади, также выполненная по проекту Ефимова.
«Искуснейший и образованнейший архитектор своего времени» — так называли Н. Е. Ефимова его почитатели и коллеги. Архитектор не был женат и не имел детей — вся его жизнь была посвящена искусству и зодчеству, но судьба отпустила ему всего десять лет творческой деятельности. Неожиданная смерть настигла мастера на пятьдесят первом году жизни.
Похоронен архитектор на кладбище Новодевичьего монастыря.