Blue Flower

Николай Степанович Пименов родился в Петербурге 24 ноября 1812 г. в семье известного скульптора С. С. Пименова. С самого детства отец прививал мальчику любовь к искусству, особенно к скульптуре, которой занимался сам, систематически проводя домашние уроки. Именно в мастерской отца мальчик получил первые знания и навыки в работе скульптора. Современники свидетельствовали: «Среди художников рос талантливый ребенок, начавший лепить раньше, чем принялся за карандаш, а карандашом владевший опять-таки раньше посещения рисовальных классов Академии».
В 1824 г. мальчика отдали в Воспитательное училище при Академии художеств. Его главным наставником в Академии стал С. И. Гальберг, а отец продолжал помогать уроками и советами. Благодаря руководству этих двух выдающихся учителей, мальчик быстро начал демонстрировать блестящие успехи. С 1829 по 1832 г. он получил две Малые и две Большие серебряные медали за рисунок с натуры и лепку с натуры. В 1833 г. за барельеф «Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии» юношу наградили Малой золотой медалью. В этом же году он закончил академический курс и был оставлен в Академии на три года для дальнейшего совершенствования.
В 1833 г. умер отец молодого скульптора, и ему пришлось завершать работы, которые не успел закончить Степан Степанович. Так, для здания Сената и Синода он выполнил статуи «Закон» и «Правосудие» высотой около 3 м. Они были признаны лучшими из всей скульптуры на фасаде.
Тогда же Пименов выполнил свое первое серьезное самостоятельное произведение «Юноша, играющий в бабки». Выставленная вместе с работой «Юноша, играющий в свайку» А. В. Логановского, она сразу обратила на себя всеобщее внимание. По свидетельствам современников, А. С. Пушкин, посетивший тогда академическую выставку, воскликнул: «Слава богу, наконец и скульптура в России явилась народная!» и посвятил статуе стихотворение:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
Позднее статуя была отлита в чугуне и установлена перед Александровским дворцом в Царском Селе.
В 1836 г. за эту работу Пименов был удостоен Большой золотой медали, получение которой давало право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования и совершенствования мастерства.
В 1837 г., посетив некоторые города Германии, молодой скульптор приехал в Италию, где пробыл почти 14 лет — в Риме и Флоренции. Там Пименов занимался лепкой с натуры, изучая классическое искусство, в том числе на уроках знаменитого итальянского скульптора Л. Бартолини. В те годы мастерская Бартолини представляла собой настоящий музей, где можно было увидеть проекты памятников, множество барельефов, статуй, скульптурных групп и портретов, как уже законченных, так и находившихся в процессе работы. Все это творческое изобилие было доступно для любопытных и путешественников.
В Италии Пименов выполнил статуи «Мальчик, кормящий птичку», «Мальчик, подкрадывающийся к бабочке», а также «Мальчик, просящий милостыню», за которую в 1844 г. получил звание академика. В те же годы скульптор создал статуи евангелистов Матвея, Иоанна и Луки для фронтонов Исаакиевского собора, надгробный памятник госпоже Е. И. Нелидовой и проекты пяти аллегорических статуй («Москва», «Петербург», «Новгород», «Киев» и «Сибирь»), которыми предполагалось украсить строившийся в те годы Невский (ныне Благовещенский) мост в Петербурге (проекты воплощены не были). Работал скульптор и в малой пластике — он выполнил статуэтку графа Всеволожского и скульптурный портрет неизвестного, сидящего в кресле. Помимо ваяния в Италии Пименов занимался живописью.
В 1850 г. Пименов вернулся в Россию, где сразу получил заказ на выполнение в бронзе двух скульптурных композиций — «Воскресение Христово» и «Преображение». Их предстояло установить на малые иконостасы в приделах св. Екатерины и св. Александра Невского в Исаакиевском соборе. Композиции были закончены в 1853-1854 гг. «Воскресение Христово» по праву считается одним из лучших произведений скульптора. За ее создание Академия художеств присвоила Николаю Степановичу звание профессора как художнику, «отличающемуся необыкновенными способностями и успехами, а тем более приобретшего известность и право на уважение общее своими творениями».
В 1855 г. профессор начал преподавать в Академии художеств и вскоре возглавил ее скульптурный класс. Педагогическая деятельность мастера продолжалась до самой его смерти. Среди его учеников были Н. А. Лаверецкий, М. А. Чижов, Ф. Ф. Каменский, М. М. Антокольский, И. И. Подозеров, ставшие впоследствии известнейшими скульпторами второй половины XIX в. в России, и многие другие. Воспитанники Пименова с большой благодарностью вспоминали его советы и уроки, оставшиеся в памяти на всю жизнь. М. М. Антокольский писал: «Он был высокого роста, худощав, с быстрыми, порывистыми манерами; о нем ходило много анекдотов, в них он представлялся художником с недюжинным талантом, человеком гордым до сумасбродства, энергичным до резкости... Все боялись его, не исключая и начальства Академии... Профессор Пименов был для меня вовсе не страшен, а напротив, очень добр; он хвалил меня, как за рисунок, так и за лепку, и охотно направлял не только меня, но и каждого желавшего следовать его советам; а желавших было много и из живописцев: в этом отношении он был истинным мастером и поправлял, как никто потом».
Помимо педагогической деятельности скульптор продолжал заниматься творческой. Он спроектировал памятники адмиралу М. П. Лазареву, героям Севастопольской обороны адмиралам В. А. Корнилову, П. С. Нахимову и В. И. Истомину, князю И. Ф. Паскевичу (для Варшавы), графу М. С. Воронцову (для Тифлиса), А. С. Пушкину (для Москвы) и многие другие.
В 1859 г. Пименов исполнил колоссальный бюст императора Николая I для главного зала Биржи. Также он стал автором бюста Николая I в виде русского витязя, скульптурных портретов великой княгини Марии Николаевны и великого князя Николая Николаевича.
В последние годы жизни скульптор много работал над заказами Военного министерства, создавая модели фигур для украшения носовых частей новых кораблей, таких как «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Ослябя», «Пересвет», «Варяг». Обученные скульптором резьбе по дереву, матросы переводили модели в натуральные размеры.
Современники считали Пименова одаренным и весьма оригинальным скульптором. Он обладал богатой фантазией, был превосходным знатоком человеческой анатомии, всегда соединял в своих произведениях красоту композиции с благородством форм. Благодаря ему классическая скульптура обратилась к национальным и жанровым мотивам.
Резкое ухудшение здоровья заставило мастера в конце лета 1864 г. выехать за границу для лечения, но ожидаемого эффекта это не принесло. Уже совсем больной скульптор вернулся домой.
Николай Степанович Пименов умер в Петербурге 2 декабря 1864 г. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1936 г. прах скульптора был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.