Blue Flower

Николай Александрович Рамазанов родился 24 января 1815 г. в Санкт-Петербурге в артистической семье. Родители будущего скульптора были актерами императорских театров, а дед — балетмейстером. Отец предоставил мальчику самому сделать выбор между Театральным училищем и Академией художеств. После недолгого колебания мальчик выбрал Академию, в Воспитательное училище которой поступил «за свой кошт» (на средства родителей) в 1827 г.
В 1833 г. Николай был зачислен в штатные академисты на казенное содержание. Обучаясь в скульптурном классе Б. И. Орловского, юноша сразу продемонстрировал выдающиеся способности. В 1836 г. он был награжден Малой серебряной медалью за лепку с натуры. Год спустя ему вручили Большую серебряную медаль за барельеф «Искушение Спасителя в пустыне». В 1838 г. молодой скульптор получил Малую золотую медаль за барельеф «Милон Кротонский, терзаемый львом». В 1839 г. ему присудили Большую золотую медаль за дипломную работу — статую «Фавн, несущий козленка». В том же году Рамазанов был выпущен из Академии в звании художника 14-го класса.
После окончания Академии молодой скульптор некоторое время работал в мастерской французского скульптора А. Троду, участвуя в изготовлении «готических статуй Весны и Лета» для Зимнего дворца, а на заработанные деньги отправился в Москву. Этот город всегда влек Рамазанова, прежде всего как исторический памятник. Его проводником в Москве был прекрасный знаток этого города скульптор С. П. Кампиони. Позднее в благодарность Николай Александрович вылепил его бюст.
Вернувшись в Петербург, Рамазанов вместе со своими сокурсниками А. А. Ивановым, П. А. Ставассером и К. М. Климченко участвовал в работах по завершению начатых С. И. Гальбергом памятников писателю и историку Н. М. Карамзину для города Симбирска (Ульяновска) и поэту Г. Р. Державину для города Казани. Для памятника Карамзину Николай Александрович изготовил северный горельеф с изображением писателя, читающего свою «Историю» императору Александру I, а также бюст самого Николая Михайловича.
Золотая медаль давала Рамазанову право на пенсионерскую поездку за границу. В 1843 г. он отправился в Рим. Скульптор сразу решил выполнить пять проектов: «Неаполитанский мальчик, слушающий шум раковины», «Играющий в бильбоке», «Ребенок, плачущий над разбитыми яйцами», «Нимфа, ловящая бабочку, севшую ей на плечо» и «Вакханка, отнявшая у фавненка свирель». Из всех запланированных работ на свет появилась только мраморная статуя «Нимфа, ловящая бабочку, севшую ей на плечо», заказанная императором Николаем I. К сожалению, при перевозке в Петербург она разбилась. Также в Италии скульптор исполнил скульптурный портрет С. Л. Левицкого и небольшую статую девочки.
В 1846 г. скульптора досрочно отозвали в Россию. Здесь он был назначен преподавателем скульптуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогический стаж Николая Александровича начался в 1847 г. и продолжался почти до конца его жизни.
В 1849 г. за творческую и преподавательскую деятельность Рамазанов был признан академиком, а в 1858 г., по предложению президента Академии великой княгини Марии Николаевны, — профессором.
Но не только преподавание занимало время скульптора. В 1850 г. за оформление Александровского зала Большого Кремлевского дворца он был награжден золотой медалью.
Большую работу Рамазанов провел, украшая внешние стены храма Христа Спасителя. В частности, он выполнил горельефы «Владимирская Божия Матерь», «Святая царица Александра», «Святой князь Даниил Московский», «Анна Пророчица», «Преподобный Савва Звенигородский» и другие. Работа над эскизами горельефов была начата им еще в Италии.
Скульптор снял посмертные маски писателей Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского, создал надгробие М. А. Офросимова, статую «Татьяна» (на сюжет «Евгения Онегина»), а также выполнил множество эскизов в области станковой и монументальной скульптуры. Одной из последних работ мастера был бюст Н. В. Гоголя.
В 1856-1857 гг. Рамазанов вместе со скульптором Р. К. Залеманом участвовал в создании барельефов для пьедестала памятника Николаю I в Петербурге (он выполнил три барельефа из четырех).
За свою многолетнюю педагогическую деятельность мастер воспитал многих молодых скульпторов, а благодаря уму и любви к искусству пользовался уважением в кругу художников и ценителей их творчества.
Будучи человеком разносторонним, Рамазанов занимался и литературой. Еще обучаясь в Академии, он издавал рукописный журнал, а перебравшись в Москву, стал помещать в журналах и газетах свои воспоминания о русских художниках, их биографии и некрологи, а также критические заметки о художественных выставках. Свои статьи он собирался выпустить в виде сборника под названием «Материалы для истории искусства в России», но при жизни автора вышел только первый том.
В 1866 г. из-за разногласий с администрацией училища Рамазанов подал прошение об отставке.
Николай Александрович Рамазанов умер в Москве 18 ноября 1867 г. Он был похоронен в Московском Алексеевском монастыре.