Blue Flower

Архитектор Николай ВасильевНиколай Васильевич Васильев родился 26 ноября 1875 г. в деревне Погорелки Угличского уезда Ярославской губернии. Отец будущего архитектора был зажиточным крестьянином, сумевшим впоследствии перейти в купеческое сословие и добиться на этом поприще определенных успехов; недаром в одном из архивных документов Василий Васильев упоминается как «купец Санкт-Петербурга».
В Петербурге Николай некоторое время учился в Коммерческом училище, а в 1895-1896 гг. отбывал воинскую повинность в лейб-гвардии Финляндском полку. В сентябре 1896 г., сдав положенные вступительные экзамены, Васильев стал студентом Института гражданских инженеров. В процессе учебы в 1899 г. юноша был награжден «премией имени инженера-архитектора Н. А. Курвоазье» за лучший проект по сельскохозяйственной архитектуре, а при выпуске из института в 1901 г. серебряной медалью «за лучшие архитектурные проекты». После окончания института Николай поступил в мастерскую Высшего художественного училища под руководством Л. Н. Бенуа, из которой в 1904 г. был выпущен со званием художника-архитектора. В мае 1906 г. Васильев обратился в Канцелярию по учреждениям императрицы Марии с прошением о зачислении его на должность помощника делопроизводителя строительной экспедиции. Его работа заключалась в техническом надзоре за зданиями, находившимися в ведении Канцелярии, в составлении и проверке смет на строительные и ремонтные работы, а также в участии в некоторых из этих работ.
Уже в 1902 г. имя Васильева начинает упоминаться в печати среди авторов премированных конкурсных проектов, а в 1906 г. в соавторстве с архитектором Бубырем он строит жилой дом на Стремянной улице (д. 11). Уже после того как здание было построено, Алексей Бубырь приобрел его для себя. Вместе с Бубырем Васильев проектировал также дома для города Ревеля (ныне Таллин). Позже творческие пути архитекторов разошлись, но они продолжали оставаться друзьями, много общались друг с другом и совместно решали профессиональные вопросы.
Основной деятельностью Васильева в предвоенные годы было проектирование. От многих коллег его отличала способность к образному мышлению. По мнению современников, он был подлинным художником, опиравшимся на традиции русского национального зодчества и свободно владевшим всеми приемами современной архитектуры — отечественной и зарубежной. Архитектор участвовал почти во всех конкурсах, проводимых в Петербурге, занимал первые места и получал премии, но строительство по этим проектам практически не велось. Однако проектные замыслы Васильева, несомненно, учитывались другими архитекторами. Так, в комплексе зданий Бассейного товарищества собственников квартир на ул. Некрасова (бывшей Бассейной) ощущается явное влияние проектов мастера.
Но не только жилые дома проектировал архитектор. В 1908 г. был проведен конкурс на разработку проекта петербургской мечети, вызвавший большой общественный интерес.
Вопрос о возведении мечети возник еще в 1882 г., но комитет по ее строительству был учрежден только в 1906 г. К этому времени были собраны добровольные пожертвования мусульман всей России. Существенную поддержку оказали эмир Бухарский и П. А. Столыпин. Проекты, представленные на конкурс Васильевым, получили первую и вторую премии, что и позволило архитектору стать строителем здания. Осенью 1908 г. проект утвердил Николай П. Наряду с Васильевым строителями мечети были также назначены С. С. Кричевский и А. И. фон Гоген.
Торжественная закладка мечети состоялась 3 февраля 1910 г. Официальное открытие было приурочено к 300-летию дома Романовых в 1913 г. Но завершено строительство было только в 1914 г.
В 1912-1913 г. одновременно с мечетью по проекту Васильева строилось еще одно здание общественного назначения — торговые ряды на Литейном проспекте, получившие название «Новый пассаж». Это была единственная работа, осуществленная архитектором в соответствии с заданием Канцелярии по учреждениям императрицы Марии, где все это время служил архитектор.
Проектировал зодчий и производственные помещения. В 1911 г. по проекту Васильева был возведен один из корпусов Невской ниточной мануфактуры на Выборгской стороне (Выборгская наб., 47). Это произведение архитектора — образец рационалистического модерна, строгостью облика предвосхищающий эстетику конструктивизма.
Васильева не миновала участь многих деятелей культуры, не принявших революцию. В 1918 г. зодчий покинул Россию. Он работал в Турции, Сербии, а позднее уехал в США, где также занимался проектной деятельностью. Умер архитектор в 1941 г.
В 1920-е гг. первый теоретик русского модерна профессор Апышков выделял Васильева и Лидваля как наиболее ярких представителей этого стиля в Петербурге.