Blue Flower

Архитектор Огюст МонферранОгюст Монферран родился 23 января 1786 г. во Франции, в предместье Парижа. Его полное имя Анри Луи Опост Рикар де Монферран.
Биографические сведения о его детстве и юности будущего знаменитого архитектора практически отсутствуют. Точно известно, что в возрасте двадцати лет Монферран поступил в Королевскую специальную школу архитектуры. Школа считалась одним из лучших учебных заведений того времени. Уровень преподавания в ней был очень высок, а выпускников отличал подлинный профессионализм. Вполне вероятно, что до поступления в школу Монферран, как и многие другие архитекторы, путешествовал по Италии, изучая античную архитектуру. Рим в те времена был местом паломничества архитекторов, художников, скульпторов. Как правило, именно там они завершали свое образование.
Закончить школу Монферран не успел. Его призвали в армию — в Европе шли наполеоновские войны. Местом службы будущего архитектора был 9-й конногвардейский полк, расквартированный в Италии. В одном из сражений сержант Монферран был ранен в голову и бедро, и после выздоровления он оставил военную службу.
В 1807 г. Монферран снова вернулся в школу архитектуры. После окончания учебного заведения он служил в ведомстве генерального инспектора архитектуры Парижа, но в 1813 г. снова надел военный мундир. Отличившись в сражении при Арно, Монферран был награжден орденом Почетного легиона.
В 1814 г., после отречения Наполеона, Монферран возвращается в Париж на место своей службы и продолжает наблюдать за строительными работами. Известно, что Монферран принимал участие в строительстве церкви Ла Мадлен.
Окончательное формирование взглядов молодого архитектора и завершение его архитектурного образования произошло в мастерской главных архитекторов Наполеона Бонапарта — Ш. Персье и П. Фонтена. Они сыграли большую роль в формировании французского классицизма первой трети XIX в., получившего название «ампир». Оба мастера оказали глубокое влияние на французское искусство и имели много учеников.
Период правления Наполеона был отмечен требованиями подчеркнутой грандиозности и монументальности. Архитектура должна была прославлять воинские и гражданские подвиги империи. Архитектура Парижа тех времен характеризовалась проектированием и возведением колонн, обелисков и триумфальных арок. Однако этот период не был продолжительным.
После падения Наполеона в почти разоренной Франции строительство резко сократилось. На престоле снова были Бурбоны, и Монферран, служивший в армии Наполеона, вряд ли мог рассчитывать на успешную карьеру. Озабоченный этими мыслями, он в 1814 г. воспользовался пребыванием в Париже императора Александра I и преподнес ему папку своих проектов. Это был один из приемов, с помощью которых зодчие обыкновенно стремились привлечь внимание к своему творчеству. Альбом Монферрана свидетельствовал о профессиональном мастерстве архитектора, его несомненном таланте, и подношение проектов главе крупнейшего государства Европы достигло цели. Монферран получил приглашение приехать в Россию.
В Петербург Монферран приехал в 1816 г. и почти сразу же получил звание придворного архитектора. Он прожил в России сорок один год, из них сорок лет посвятил строительству главного своего детища — Исаакиевского собора.
Победоносное завершение войны 1812 г. повысило международный престиж России, предъявило новые требования к архитектурному облику ее столицы. Превращение Петербурга в представительный, парадный столичный город стало целью ряда крупных градостроительных мероприятий. Основное внимание зодчих было сосредоточено на реконструкции центра города. Приехавшему в Петербург иностранному архитектору предстояло решить чрезвычайно ответственную задачу — оформить Исаакиевскую площадь как важное звено в системе центральных площадей Петербурга, перестроив Исаакиевский собор так, чтобы он занял одно из ведущих мест в архитектуре городского центра. По требованию Александра I необходимо было максимально сохранить здание предыдущего собора, построенного Ринальди.
20 февраля 1818 г. проект Монферрана был утвержден. Предполагалось, что будущий собор станет главным православным храмом. Для наблюдения за строительством была создана специальная комиссия, в которую входили крупные государственные деятели и специалисты. В марте на заседании комиссии было принято решение о начале работ, а в июле состоялась торжественная закладка собора.
Вряд ли можно представить все те трудности, с которыми пришлось столкнуться архитектору при возведении такого грандиозного сооружения. Подъемно-транспортные приспособления и механизмы, примененные при строительстве собора, не имели аналогов в отечественной практике строительства того времени. К примеру, установка колонн собора для XIX в. считалась чудом строительной техники. Время установки одной колонны не превышало 40-45 минут, хотя каждая из них представляла собой гранитный монолит высотой 15 метров и весом 100 тонн. Подвоз строительных материалов осуществлялся по специальной железной дороге, проложенной к месту строительства от специального причала на берегу Невы.
К 1841 г. все общестроительные работы были завершены и началась его отделка, которая продолжалась еще семнадцать лет. После торжественного освящения, состоявшегося 30 мая 1858 г., Исаакиевский собор был открыт и стал главным храмом империи. За строительство собора Монферрану была пожалована украшенная бриллиантами золотая медаль на Андреевской ленте, чин действительного статского советника и сорок тысяч рублей.
После смерти Александра I, желая прославить деяния предшественника, Николай I решил установить памятник на площади перед Зимним дворцом. Монферран предложил установить триумфальную колонну, и его идея была принята. Проектируя Александровскую колонну, архитектор взял за образец колонну римского императора Траяна. 24 сентября 1829 г. Монферран был утвержден строителем монумента. 30 августа 1832 г. состоялось поднятие колонны на пьедестал. Событие происходило при большом стечении народа. Еще в течение двух последующих лет производилась окончательная доработка монумента, установка бронзовых украшений на пьедестал, полировка колонны и установка фигуры ангела. Торжественное открытие колонны состоялось 30 августа 1834 г. За создание монумента архитектор был награжден орденом св. Владимира третьей степени, а также ему была выплачена премия в сто тысяч рублей. На эти деньги зодчий приобрел дом, в котором жил до конца своих дней (наб. Мойки, 86).
Периоды временной приостановки строительства Исаакиевского собора оказались для Монферрана плодотворными во всех отношениях. В эти годы он проявил себя как талантливый градостроитель и архитектор-практик, создавая различные по назначению сооружения. Наиболее значительная из ранних построек зодчего — дом Лобанова-Ростовского (Адмиралтейский пр., 12). Чуть позже по его проектам перестраиваются дом П. Н. Демидова на Большой Морской, 43, и княгини Гагариной на Большой Морской, 45.
В 1823 г. Монферрана привлекают для создания проекта увеселительного сада в Екатерингофе. Позже этот парк перешел в ведение города и стал первым общественным парком столицы.
В 1830 г. зодчему поручается заново отделать ряд парадных залов и жилых помещений Зимнего дворца. К сожалению, эти интерьеры погибли при пожаре в 1837 г.
После установки Александровской колонны Монферран был привлечен к поднятию московского Царь-колокола, самого большого в мире, весом более 200 тонн. Отлитый еще при Петре I, колокол более ста лет пролежал на земле. Неоднократные попытки его поднять успехом не увенчались. Монферран успешно справился и с этой задачей. После тщательной подготовки колокол был поднят на специальную платформу всего за 43 минуты.
Завершился творческий путь Монферрана возведением памятника — конной статуи Николая I на Исаакиевской площади. Этот памятник явился и последней работой выдающегося скульптора П. Клодта — своеобразным итогом всей его деятельности.
В конце жизни Монферран уже считал себя русским архитектором. Его жизненный путь подходил к концу. Его талантливые ученики — Ефимов и Штакеншнейдер — продолжали и развивали творческие принципы своего учителя. Он мечтал быть похороненным в Исаакиевском соборе и просил об этом императора.
28 июня 1858 г. зодчий скончался в результате острого приступа ревматизма, наступившего после перенесенного воспаления легких. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг Исаакиевского собора — главного детища его жизни, там же состоялась панихида, однако погребение в соборе император Александр II не разрешил. После отпевания зодчего в католическом костеле св. Екатерины на Невском проспекте вдова Монферрана увезла его тело в Париж, где он был похоронен на Монмартрском кладбище.