Blue Flower

Юсуповский сад расположен между Садовой улицей и Юсуповским дворцом.

По фамилии владельца дворца и всего огромного участка князя Бориса Григорьевича Юсупова в середине XVIII столе­тия и получил название сад, делившийся на две части централь­ной аллеей, с обеих стороны которой были вырыты два пруда.

В 1790-е гг., при новом хозяине Николае Борисовиче Юсупове, по проекту Джакомо Кваренги усадьба была пере­устроена. Основную территорию занял пейзажный сад, в цен­тре которого вырыли большой пруд с четырьмя островками. В северной части сада, у Большой Садовой (ныне — Садовой) улицы, появилась насыпная горка, а у ее подножия сооружен грот, выложенный внутри туфом.

В 1810 г. Николай Борисович продал усадьбу казне. В его доме на Фонтанке разместился основанный годом ранее инсти­тут Корпуса путей сообщения (ныне — Санкт-Петербургский университет путей сообщения). В 1823 г. институт переехал в новое здание, а бывший княжеский дом передали под квартиру главноуправляющего путями сообщений.

В 1837 г. вдоль Большой Садовой улицы установили чу­гунную решетку, созданную инженер-полковником Василием Трофимовичем и инженер-поручиком Кольманом.

Для посещений публики открыли два островка, которые со­единялись висячим цепным мостиком. 17 апреля 1863 г. сад, точнее, участок со стороны Большой Садовой улицы, полно­стью открыли для горожан. Через год в нем построили фонтан в виде лебедя, который не только украшал сад, но и должен был питать пруд Юсупова сада (эта форма названия тогда исполь­зовалась чаще) водой не из Фонтанки, а более чистой невской.

В 1870-1880-е гг. на зимний период сад закрывался, од­нако оставался доступным пруд, превращавшийся в каток. С 1865 г. катдк в Юсуповском саду предоставлялся в аренду Петербургскому речному яхт-клубу, а с 1880-х гг. — Обществу любителей бега на коньках, где была организована школа фи­гурного катания.

Здесь в 1883 г. петербургские спортсмены приняли участие в международном состязании, на котором победил русский фи­гурист Алексей Лебедев. В 1890 и 1901 гг. на катке Юсупова сада вновь проводились международные соревнования, а в 1896 и 1903-м — соревнования на первенство Европы. Здесь на­чинали свой путь легендарные фигуристы Александр Паншин, ставший первым чемпионом мира в классическом многоборье в 1899 г., и Николай Панин-Коломенкин — первый олимпий­ский чемпион Российской империи. Этой победы он добился в 1908 г. Панин-Коломенкин стал пятикратным чемпионом страны в этом виде спорта. А в 1935 г. чемпион царской России получил звание заслуженного мастера спорта СССР.

Такие результаты петербургских спортсменов дали по­вод председателю Общества любителей бега на коньках и первому председателю Российского Олимпийского комитета Вячеславу Срезневскому сказать в 1914 г., что «на мутных пру­дах Юсупова сада общество любителей бега на коньках сумело создать каток, равного которому нет в России».

К этому времени территория сада уменьшилась, посколь­ку в 1892 г. Александр III отвел участок в северо-восточной части (Садовая ул., 50) под строительство здания Правления Императорского Российского общества спасения на водах. Средства на возведение дома собирались по всей стране. Автором проекта стал архитектор Пётр Купинский. В здании, помимо зала заседаний, библиотеки и склада для хранения лодок и средств спасения, разместился музей, в котором экс­понировались приборы для спасения утопающих и различное снаряжение. Среди примечательных экспонатов была лестница на пробковых подушках для спасения людей, погибающих на тонком льду или в полынье. Эта лестница могла при необходи­мости превращаться в лыжи.

В 1899 г. уже Николай II выделил этому Обществу еще один участок. Наконец, с 1901 по 1911 г. построены здания музея Института инженеров путей сообщения (ныне — СПб ГУПС). Их возводили тот же Пётр Купинский (правую часть) и Евгений фон Баумгартен (левую часть). Ныне в доме № 50а по Садовой улице работает музей железнодорожного транспорта. На доме № 506 установлена мемориальная доска в память о том, что здесь находился первый Российский Олимпийский комитет.

В 1954 г. Юсуповский сад переименовали в Детский парк Октябрьского района, однако горожане практически не употребляли это безликое название. Для них сад оставался Юсуповским.

В 1955 г. при входе в него установили памятник В. И. Ле­нину работы скульптора Дмитрия Шварца. Через 40 лет, в 1995 г., при реконструкции сада памятник демонтировали и передали в Государственный музей городской скульптуры.

Юсуповскому саду вернули прежнее имя 4 октября 1991 г.