Blue Flower

Южно-Приморский парк состоит из трех частей. Первая, новая, расположена между Петергофским шоссе, улицами Доблести и Маршала Захарова и Дудергофским каналом. Именно эту часть 22 июня 1970 г. назвали Южно-Приморским парком имени Ленина. Тогда парк действительно примыкал к Финскому заливу, но в конце 1970-х гг. в результате намыва береговая линия сильно отодвинулась. Вторая половина названия связана с отмечавшимся в том году столетием со дня рождения вождя мировой революции Владимира Ильича Ленина (1870-1924).

Идея создания парка на пустынной территории, где на рубеже XIX и XX столетий питерские рабочие собирались на маевки, а в Великую Отечественную войну проходил передний край обороны Ленинграда, принадлежала рабочим и партийной организации Кировского завода и восходит к 1960 г. Тогда Советская страна отмечала 90-летие создателя первого в мире государства рабочих и крестьян, а завод в начале XX в. был кузницей революционно настроенных кадров, позже — предприятием, работавшим всю войну и блокаду и выполнявшим военные заказы Родины. Многие рабочие Кировского завода с первых дней войны ушли добровольцами в народное ополчение на защиту Ленинграда.

Торжественная закладка парка состоялась 22 апреля 1960 г. В этот день по периметру прямоугольной площадки высадили 90 лип в ознаменование 90-летия со дня рождения В.И. Ленина.

Проектировкой парка занималась 9-я мастерская института «Ленпроект» во главе с архитектором Алексеем Леляковым. Значительный вклад внесла в создание парка ландшафтный архитектор А. Г. Громова. Им помогали зодчие Пётр Ковалевский, Юрий Шиндин, ландшафтный архитектор Д.А. Демидова, инженер Н.В. Кожевина, гидротехник В.Д. Синьков.

Торжественное открытие парка состоялось 11 июля 1970 г. Кульминацией праздника стала закладка металлической капсулы с посланием потомкам в основание обелиска, который представлял собой созданную архитекторами Александром Левенковым и Павлом Мельниковым 28-метровую композицию, изображающую серп и молот — символы советского государства.

В послании было написано: «Нашим потомкам, людям грядущих столетий!.. Мы открыли сегодня созданный трудом ленинградцев Южно-Приморский парк нашего города в ознаменование столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, в знак нашей глубокой любви к великому вождю, учителю и другу всех трудящихся. Это письмо к Вам заложено в обелиск, воздвигнутый как символ торжества ленинских идей о нерасторжимом единстве рабочего класса и колхозного крестьянства, о решающей роли союза серпа и молота в борьбе за революционное переустройство мира. Ленинград. Июль. 1970».

Вокруг обелиска по проекту Алексея Лелякова распланирована вымощенная плитами площадь, создана монументальная гранитная стела и бассейн с фонтанами.

В 1990-е гг. имя В.И. Ленина исчезло из названия парка, а в середине 2000-х гг. «люди грядущих столетий» демонтировали обелиск. Произошло своеобразное переименование парка в честь 60-летия Великой Победы над фашистской Германией.

От парадной площади отходит полукружная аллея, выводящая на главную перспективу парка, которая делит его на две части.

Главная достопримечательность западной части Южно-Приморского парка — Сиреневый сад, в котором растут различные сорта сирени. Украшением восточной парка служит Детский городок, представляющий собой сказочную крепость с бойницами в стенах и бастионами. В центре крепости скульптор Л.А. Киселёв установил сказочных персонажей: слона, черепаху и крокодила. В стены крепости включены мозаичные панно, созданные художницами К. А. Петровой и Е.В. Поповой.

Вторая часть Южно-Приморского парка — расположенный по другую сторону Петергофского шоссе от улицы Тамбасова до железнодорожной линии к электромеханическому заводу бывший сад усадьбы «Новознаменка». Это истинная жемчужина всего Красносельского района, едва ли не самая знаменитая усадьба на старой Петергофской дороге. В петровскую эпоху здесь располагалось пять усадеб, а вот во времена правления «дщери Петровой» Елизаветы российский вице-канцлер граф Михаил Илларионович Воронцов, можно сказать, собрал всю пятерню в кулак. Бело-голубой дворец (современный адрес — ул. Чекистов, 13) по его заказу выстроил Джузеппе Трезини.

В 1767 г. Воронцов скончался, и его вдова, Анна Карловна, вновь попыталась продать имение. Через два года, после официального раздела имущества, оно досталось братьям покойного, Роману и Ивану.

Около 1790 г. дачу у Артемия Ивановича Воронцова, сына Ивана Илларионовича, купил обер-прокурор первого департамента Сената, действительный статский советник Александр Николаевич Зубов, отец фаворита Екатерины II Платона Зубова. Вслед за тем, на протяжении этого и начала следующего десятилетий, у имения сменилось еще нескольких владельцев. Во второй половине 1790-х гг. оно перешло в руки вице-канцлера Александра Борисовича Куракина, который присоединил к нему лежавшую восточнее дачу Ивана Петровича Салтыкова. В 1799 г. уже Куракин объявил о продаже имения, которое купил придворный банкир, барон Осип Петрович Велио. Однако в 1803 г. его объявили несостоятельным должником, и 11 июля этого года дачу продана с публичных торгов за 63 тысячи рублей обер-гофмаршалу директору Императорских театров Александру Львовичу Нарышкину и записана на имя его жены — фрейлины Марии Алексеевны, урожденной Синявиной.

Нарышкин изрядно расширил владения. На месте прежде существовавших усадеб Нарышкины построили несколько новых. На первой, восточной, бывшей даче Салтыкова, был возведен небольшой ансамбль из одноэтажного главного дома с мезонином и четырехколонным портиком. На уровне мезонина во всю ширину портика устроили балкон, откуда открывались морские панорамы. Южнее, по сторонам дома, располагались два одноэтажных флигеля, развернутых под углом 45°, также с портиками. Над окнами тянулся орнаментальный фриз. Этот ансамбль существовал еще в предвоенное время. Он находился в створе современной улицы Лётчика Пилютова.

Ну, а непосредственно строение Джузеппе Трезини продано Нарышкиными около 1830 г. сенатору Петру Васильевичу Мятлеву. Именно при Мятлеве усадьба получила название, под которым существует и сейчас.

Первоначально Мятлеву, занимавшему при Екатерине Великой различные ответственные посты, принадлежала усадьба Знаменка, та, что расположена вблизи Петергофа. Императора Николая Павловича захватила идея сделать часть Петергофской дороги от Стрельны до Петергофа семейным владением, и потому у прежних хозяев участки выкупались и передавались членам императорской фамилии. Выкупили и Знаменку. На вырученные от продажи деньги Мятлев приобрел усадьбу Нарышкиных и назвал ее «Новознаменкой». В «Новознаменке» Мятлев выставил богатейшую коллекцию предметов искусства, собранную им во время путешествий по Европе после отставки, последовавший при восхождении на трон Александра I, не благоволившего Петру Васильевичу, а для библиотеки, насчитывавшей 18 ООО томов, был построен небольшой домик в готическом стиле. Этот домик, напротив дворца через улицу Чекистов, также сохранился до наших дней.

Жена владельца, Прасковья Ивановна Мятлева, дочь бывшего хозяина восточной части имения Салтыкова, продолжила театральную традицию усадьбы. Она была большой любительницей домашних театральных постановок, поэтому спектакли и концерты следовали на даче один за другим. В них нередко принимал участие сын Петра Васильевича Иван. Одно из его стихотворений называется «Соловьям Новознаменского». Однако самая знаменитая его строка известна в наше время благодаря Ивану Сергеевичу Тургеневу и Игорю Северянину. Тургенев написал стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы», вспоминая строку, услышанную им «где-то, когда-то», а Игорь Северянин написал стихотворение «Классические розы», в котором в разных временах употребил строку забытого поэта Мятлева...

Но это было позже, а в 1866 г. на даче Мятлевых отдыхал Пётр Ильич Чайковский, которому полюбились эти места; здесь он писал симфонию «Зимние грёзы». Старинный парк стал прекрасным источником вдохновения. В этом невозможно усомниться, ибо историк и писатель Михаил Пыляев в книге «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» писал: «Большой сад на даче Мятлева посейчас хранит характер французских пышных парков... вьются здесь извилистые дорожки, тянутся бесконечные перспективы, возвышаются на газонах площадки, где виднеются мраморные статуи, окруженные лабиринтом из фантастически перепутанных деревьев и кустов... Есть гроты, беседки, мостики и т. д.».

В 1860-е гг. дача принадлежала уже внукам сенатора, умершего в 1833 г., и сыновьям поэта, который скончался в 1844 г.: ротмистру Петру и камер-юнкеру Владимиру Мятлевым. Как и многие другие усадьбы на Петергофской дороге, «Новознаменка» пришла в упадок в конце XIX столетия. Ее выкупили в казну в 1888 г., а через четыре года в ней устроили больницу для душевнобольных. Усадьбу под больницу приспосабливал академик архитектуры Михаил Иванов под наблюдением комиссии под руководством врача Михаила Петровича Боткина.

Вокруг бывшей усадьбы возвели больничные строения. Два деревянных дома (ул. Чекистов, 3 и 7) сохранились до нашего времени.

Десять лет в этой больнице провел писатель Глеб Успенский, которого с полным правом можно назвать совестью земли русской. Глубоко ранимый, ощущавший чужую беду

как свою, он создал цикл рассказов и очерков о жизни русских крестьянах. Борьба с социальной несправедливостью довела его до неизлечимой болезни, в итоге Глеб Иванович попал в психиатрическую больницу в «Новознаменке».

После Великой Октябрьской социалистической революции больницу закрыли, а в ее зданиях разместилась 3-я сельскохозяйственная исправительно-трудовая колония Ленинградской губернской инспекции мест заключения. Впоследствии южная часть территории перешла к совхозу «Пролетарский труд».

Во время Великой Отечественной войны «Новознаменка» сильно пострадала. Усадьбу восстановили в 1957-1960 гг. под руководством архитектора Михаила Плотникова. Правда, только внешний облик, без внутренних интерьеров.

Наконец, третья часть парка тянется вдоль четной стороны Петергофского шоссе от железной дороги до Стрельны. Существовавшие здесь постройки бывших дач Лапшина, Ласунского-Вильегорских, Репниных и Стобеусов уничтожены во время войны; фактически эта территория представляет собой не очень ухоженный лес, который с юга подпирает коттеджная застройка.