Blue Flower

7 октября 1945 г. в Ленинграде на Крестовском острове заложили Приморский парк Победы. Этому предшествовало сообщение Ленгорсовета, опубликованное в «Ленинградской правде» 26 сентября: «Поддерживая предложения трудящихся ряда ленинградских предприятий и учреждений, Исполком Ленгорсовета и горком ВКП(б) решили в ознаменование победы над фашистской Германией и японским империализмом заложить два городских парка Победы: парк Победы в Московском районе и Приморский парк Победы у стадиона имени СМ. Кирова».

Стадион тогда еще только начали строить, но все точно знали — он обязательно будет!

8 октябрьский день победного 1945 г. тысячи горожан вышли на территории будущих парков, откликнувшись на призыв:

«Пусть каждый ленинградец своими руками посадит дерево Победы. Пусть будет пышнее и ярче зеленый наряд нашего красавца города! Пусть парки Победы, созданные руками ленинградцев, будут говорить нашим детям и внукам, многим грядущим поколениям о нашей великой победе над врагами Родины».

И каждый посадил по деревцу на той косе, и топкой и пустынной, на память о великом Дне Победы. И вот сегодня — это светлый сад, привольный, ясный, под огромным небом,-

писала Анна Ахматова о Приморском парке Победы, проект которого создавался группой ленинградских зодчих под руководством Александра Никольского. Приморский он потому, что в то время Острова входили в состав Приморского района.

Место это историческое. Крестовский остров с начала XIX в. до 1917 г. принадлежал князьям Белосельским-Белозерским. В 1852 г. архитектор Андрей Штакеншнейдер разработал проект благоустройства острова, и уже в ту пору разбили Белосельский парк. Он и сейчас существует между Крестовским проспектом, Малой Невкой и речкой Чухонкой вокруг бывшей усадьбы Белосельских-Белозерских, но ныне считается составной частью Приморского парка Победы. В целом же вся половина острова западнее Белосельского проспекта (ныне — Рюхина улица) оставалась покрытой лесом. В петровское время и далее, вплоть до конца XVIII в., здесь стояла артиллерийская батарея, защищавшая город от возможного нападения шведов. К ее расположению вела дорога, получившая имя Батарейной. Позже восточная ее часть стала Морским проспектом, а западная (сейчас она входит в территорию парка) носит это название поныне. В 1941 г. на западной оконечности острова вновь появилась батарея — теперь уже для защиты от немцев.

После Октябрьской революции Крестовский остров решено сделать зоной активного физического отдыха — со стадионами и спортивными площадками, благо на острове с царских времен существовал Императорский гребной клуб. В 1933 г. у тогдашнего партийного руководителя города СМ. Кирова появилась идея разбивки большого парка и строительства стадиона, который начали проектировать, а в 1937 г. и строить на западной оконечности острова. Но тем планам тогда не суждено было осуществиться.

Только через 12 лет на одном из Кировских островов, как назвали после убийства Кирова Каменный, Елагин и Крестовский острова (имя отменено в 1993 г.), заложили парк. В парке появились пруды Ковшик, Крестовый, Мандолина, Южный, Первый Северный и Второй Северный, именуемый чаще Лебединым озером, поскольку там располагается лебединый питомник. Первый Северный пруд и пруд Мандолина, получивший столь оригинальное имя за свою форму, расположены на месте частично засыпанной речки Чухонки. Южнее Батарейной дороги эта речка существует и сейчас.

Эти пруды вырыли при помощи мощных рефулеров. Грунт, намытый при рытье прудов, пошел на осушение болотистой почвы и устройства пляжа на Малой Невке. Первую очередь парка открыли в 1950 г., тогда же, когда и стадион, получивший имя СМ. Кирова. Стадион построен на специально намытом участке. Со дна реки и Финского залива подняли более миллиона кубометров земли. Еще примерно столько же кубометров песка понадобилось для окончательного осушения заболоченных территорий Крестовского острова. В территорию парка вошла Азовская улица, проходившая вдоль Чухонки от Большого Петровского моста до Крестовского проспекта.

Стадион, построенный по проекту Александра Никольского, Николая Степанова и Константина Кашиным-Линде, представлял собой уникальное спортивно-парковое сооружение, не имеющее аналогов в мире. Внешне он имел вид пологого i зеленого холма. Трибуны разделялись на 52 сектора, в каждый сектор был свой вход, до которого можно было подняться по лестнице, а можно — по отлогой дороге, огибающей сверху чашу стадиона. По этой дороге наверх въезжали автомобили с бочками кваса и телевизионные автобусы.

Стадион вмещал около 100 ООО человек. После реконструкции, проведенной перед московской Олимпиадой 1980 г., число зрительских мест сократилось примерно на 20 ООО. При этом полностью сохранялся облик стадиона. Памятник СМ. Кирову работы скульптора Вениамина Пинчука и архитектора Лазаря Хидекеля издалека смотрелся как портрет на зеленом фоне, который создавался газоном, располагавшимся между двух главных лестниц.

Недостатком стадиона считалась удаленность зрительских скамеек: первые ряды находились в 79-110 м от центра поля, а последние — в 129-155 м. Впрочем, при нынешнем поведении футбольных фанатов, склонных выскакивать на поле, это скорее достоинство.

В 1994 г., накануне проведения в Петербурге Игр Доброй Воли, у лестниц установили памятники-бюсты организатору олимпийского движения в России, одному из учредителей Международного Олимпийского комитета генералу Алексею Дмитриевичу Бутовскому (1838-1917) и французскому общественному деятелю, педагогу, историку, инициатору возрождения современных Олимпийских игр Пьеру де Кубертену (1863-1937). Бюсты выполнил Михаил Аникушин, архитектором проекта стал Вячеслав Бухаев.

В 2006 г. уникальное спортивное сооружение, стоявшее под охраной государства, было разрушено. Бюсты убраны на хранение. Сейчас строится новый стадион.

Парк с момента открытия понравился всем горожанам. Он стал местом тихого отдыха. Лишь в дни футбольных матчей парк пересекали толпы болельщиков, несколько нарушая покой сидевших на многочисленных скамейках старушек. Парк постоянно развивался и благоустраивался, в нем появлялись памятники, связанные с Великой Отечественной войной.

К 10-летию Победы справа от Батарейной дороги установлена статуя «Девушка, встречающая победителей», изваянная скульптором Юлией Архиповой, а через два года слева от дороги появилась статуя «Матрос-черноморец» работы Львовского скульптора Луизы Штеренштейн, подаренная моряками Черноморского флота. В те же годы у Крестовского пруда установили бетонную «Девушку со скрипкой» неизвестного автора. Эту скульптуру, пришедшую в негодность, демонтировали в 2003 г., а на ее место поставили подарок из японского города Осаки — фонарь, выполненный в традиционном японском стиле «юкими».

Еще в 1930-е гг. по южному краю будущего парка проложили Южную дорогу, а в 1957 г. появилась Северная дорога, замкнув тем самым полукольцо вокруг парка. Это — одно из излюбленных мест автомобильных прогулок. Сейчас разворот у стрелки Крестовского острова перекрыт и откроется лишь после постройки нового стадиона. С севера парк в 1960-е гг. ограничил Гребной канал.

К 20-летию закладки Приморского парка Победы у пляжа на Малой Невке и парком торжественно открыли памятник героям Великой Отечественной войны, созданный архитекторами Аскольдом Изоитко и Лазарем Хидекелем и скульптором Леонидом Могилевским. На граните высечены строки Ольги Берггольц:

В честь вашу, герои

Великой Отечественной войны,

Заложили этот парк

Мы — трудящиеся Ленинграда

Осенью 1945 года.

Да будет он вечно живым, Вечно цветущим памятником Народного мужества и славы!

У летней эстрады в 1960-е гг. установили композицию «Эстафета мира», которую из алюминия и гранита создал скульптор Илья Тенета.

В 1966 г. по обеим сторонам Батарейной дороги заложили аллею Городов-побратимов. Ежегодно на аллее появлялись дубки, рядом с которыми устанавливались закладные камни с названием городов-побратимов. После 1991 г. эта традиция посадки деревьев на аллее была нарушена и возобновлена 10 лет назад.

К этому времени парк претерпел значительные изменения. Вместо небольшого городка аттракционов появился огромный развлекательный комплекс. На месте ресторана «Восток» в 1990-е гг. возвели, в нарушение всех правил, жилой элитный дом, а поблизости появилась масса заведений увеселительно-питательного характера.

Исчезло трамвайное кольцо, организованное в 1949 г. специально для посетителей парка. Исчез на Крестовском острове и сам этот вид общественного транспорта. Западную часть парка отдали под строительство спортивных объектов, и сейчас его граница проходит по Теннисной и Велосипедной аллеям. Памятник СМ. Кирову в итоге оказался вне территории парка.