Blue Flower

Скульптор Павел СоколовПавел Петрович Соколов родился 16 июня 1764 г. в Петербурге. С самого детства у него проявилась склонность к ваянию.
В 1770 г. мальчик был отдан в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Его педагогом в Академии стал профессор Ф. Г. Гордеев. За время обучения Соколова неоднократно награждали медалями разного достоинства за успехи в учебе. В 1785 г. юноша закончил Академию с золотой медалью, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования.
В 1786 г. Соколов уехал во Францию. В Париже он три года стажировался при Королевской академии художеств.
В 1789 г. Соколов вернулся в Россию и вместе со своим учителем Ф. Г. Гордеевым принял деятельное участие в работах по украшению Павловского парка.
В 1810 г. скульптор выполнил одно из самых значительных своих произведений — скульптуру «Молочница». Образ девушки с разбитым кувшином Соколов заимствовал из известной басни Ж. де Лафонтена.
Скульптура была отлита из бронзы в литейной мастерской Академии художеств и установлена в Екатерининском парке Царского Села. По проекту инженера А. А. Бетанкура «Молочница» стала фонтаном — из разбитого кувшина потекла вода.
Статуя «Молочница», ставшая символом Царского Села, — одно из лучших произведений русской садово-парковой скульптуры.
Впоследствии это поистине уникальное произведение искусства воспел А. С. Пушкин в своем стихотворении «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

В 1813 г. за бюст актера И. А. Дмитриевского скульптор получил звание академика. В том же году он начал служить «мастером резного художества» при Адмиралтействе. На долгое время его основной работой стало художественное оформление российских военных кораблей. Их носовые статуи, вырезанные из цельного куска дерева, были настоящими произведениями искусства.
Но Соколов работал не только в дереве. Он был одним из сторонников применения в скульптуре чугуна, убежденным, что этот материал «выдержит самое строгое испытание на сцене изящных искусств». История доказала его правоту.
В 1820-е гг. в Петербурге велась большая работа по строительству и украшению мостов. Когда перед Департаментом путей сообщения встал вопрос, кому из мастеров передать заказ на изготовление скульптурной модели для возводившегося «пешеходного моста о четырех львах», выбор пал на Соколова. В мае 1825 г. скульптор обязался изготовить в короткий срок модель одного льва (включая форму и экземпляр из алебастра). В октябре того же года он передал на казенный литейный завод модель из алебастра и форму для отливки по ней статуй в металле. Фигуры львов составили из двух половин. Полые статуи были посажены на чугунные каркасы и надежно зафиксированы. Внутри статуй скрывались крепления цепей для подвесного моста. Статуи выкрасили в белый цвет, под мрамор. Открытие Львиного моста состоялось 1 июля 1826 г. В тот день по нему прошло около трех тысяч горожан.
Параллельно Соколов занимался другой работой — ему было поручено изготовление моделей для фигур грифонов, которыми планировалось украсить Банковский мост. Экземпляр статуи из алебастра и глиняную форму для отливки скульптор представил 17 сентября 1825 г. Статуи также отливали на казенном литейном заводе. Крылья грифонов изготавливали отдельно, чеканкой из красной меди. В полые статуи поместили крепления тросов моста. Движение по Банковскому мосту началось 25 июля 1826 года.
25 августа 1826 г. был открыт цепной мост через Фонтанку, получивший название Египетский. В то время в архитектурном журнале «Зодчий» писали: «Египетский мост висит на цепях, пропущенных через чугунные ворота египетского стиля, со множеством украшений и орнаментов, называемых добрыми людьми египетскими иероглифами, которые имеют ли какое значение или нет, а в нашем понятии просто говорят: «Честь тебе, искусный зодчий!».
По обе стороны моста на его береговых устоях возвышались гранитные постаменты. На них лежали сфинксы, отлитые из чугуна по модели Соколова. На головах сфинксов были установлены шестигранные фонари. В то время Египетский мост считался самым красивым в Петербурге.
Скульптурные композиции этих трех мостов прославили своего создателя как одного из самых замечательных мастеров монументально-декоративной пластики.
В 1830-е гг. совместно с В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым Соколов принимал участие в украшении нового здания Сената и Синода, построенного архитектором К. И. Росси. В частности, скульптор выполнил статую «Богословие» — она установлена в одной из ниш главного фасада.
Павел Петрович Соколов умер 24 сентября 1835 г. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. Позднее прах скульптора был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.