Blue Flower

Памятник поставлен на Владимирской площади не случайно. Писатель любил сидеть на скамеечке буквально в нескольких метрах от этого места, в скверике у самого главного для писателя храма Петербурга — Владимирского собора. Вследствие этого и памятник сразу «вписался» в местный колоритный пейзаж. С одной стороны от него — стихийный «блошиный» рынок у ограды Владимирского собора недавно разогнанный. С другой — расположился цивилизованный Кузнечный рынок, существовавший и во времена писателя. Здесь же две связанные в транспортный узел станции метро с названиями, неотделимыми друг от друга: «Владимирская» и «Достоевская».

Таким образом, не только само изваяние, но и бурлящая вокруг него городская жизнь образуют живой памятник великому писателю, заглянувшему в самую глубину души человека. На этом пятачке всегда люди: они встречаются, отдыхают, торгуют, иногда пикетируют, отстаивая свои права. Любят собираться у памятника люди и совсем бесправные — бомжи. Некоторые считают этот факт отрицательным явлением. Но ведь именно «маленький» человек и окружающий его сложный мир интересовали Достоевского всю жизнь. Сегодня он не просто «смотрит» на «униженных и оскорбленных», он в центре борьбы человека с несправедливой действительностью, которую и сам вел в течение своей жизни.

Памятник показывает писателя уже немолодым и мудрым. Он словно присел передохнуть и устремил свой взор на противоположную сторону площади. Недалеко от храма, на углу Владимирского проспекта и Графского переулка, и сегодня стоит трехэтажный дом Пряничникова, в котором снимал квартиру выпускник Инженерного училища Федор Достоевский.

Училище, расположенное в Михайловском замке, готовило военных инженеров для постройки крепостей на западной границе России. Достоевскому, окончившему это заведение по желанию отца, предстояло служить. Но такая перспектива не устраивала молодого человека, мечтавшего о литературном поприще. «Служба надоела, как картофель», — писал он брату. Кроме того, Достоевский должен был уехать из Санкт-Петербурга, а это казалось ему тогда концом надежд на писательскую деятельность. Родившийся и выросший в Москве, он считал, что именно в Петербурге молодой человек может глубоко постигнуть современную жизнь. «...Ну, скажи пожалуйста, что бы я стал делать без Петербурга?!» — обращался он к брату. Достоевский прожил в городе на Неве 28 лет и только два раза вынужденно оставлял Петербург на значительное время.

Это город его молодости, его рождения как писателя, его головокружительных успехов и трагических утрат и, конечно же, источник вдохновения. Для Достоевского Петербург — «самый умышленный и отвлеченный город в мире». Устами своих героев он передает и свое отношение к нему: «...это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...» И все равно Достоевский любил Петербург. Уезжая из него, он всегда стремился обратно, вернувшись, тяготился им, долго не жил на одном месте, менял адреса. За свою жизнь он сменил двадцать квартир в Санкт-Петербурге.

Владимирская площадь — альфа и омега Петербурга Достоевского. В доме Пряничникова начинаются петербургские скитания уже состоявшегося писателя. И практически здесь же, в Кузнечном переулке, в доме № 5, где ныне музей Достоевского, они заканчиваются.

Нам предстоит вспомнить все поворотные этапы в жизни великого писателя и «окунуться» в жизнь его героев, которые так привлекают читателей во всем мире. Чтобы прочувствовать особый колорит произведений Достоевского, чтобы понять, в чем заключается его литературный стиль, мы пройдемся по Петербургу теми же маршрутами, которыми Часто проходил Федор Михайлович.

Шестнадцатилетний Федор Достоевский приехал из Москвы в Санкт-Петербург в 1837 году, в год гибели Александра Сергеевича Пушкина. В свой первый приезд, остановившись с отцом и братом в гостинице, он познакомился с поэтом-романтиком Иваном Николаевичем Шидловским. Романтикам, как известно, свойственна страсть к путешествиям и размышлениям. Поэт Шидловский, по признанию Достоевского, стал его первым другом, и вместе они совершали длительные прогулки по городу. Достоевский не просто знакомился с Петербургом, он постигал его: часами бродил по улицам и переулкам, по набережным рек и каналов, знакомясь с жизнью и историей столицы, ее жителями. Достоевский писал о себе в «Дневнике писателя»: «Я люблю, бродя по улицам, присматриваться к иным, совсем незнакомым прохожим, изучать их лица и угадывать, кто они, как живут, чем занимаются, и что особенно их в эту минуту интересует...»

С повышенным интересом рассматривал Достоевский здания. Эта привычка осталась у него с инженерного училища, где преподавалась история архитектуры. Впечатления от петербургских шедевров, их внимательное изучение и размышления над ними воспитали в Достоевском острый глаз художника. Четко и метко описывал он «лицо» города: облик домов, их характер, подворотни, лестницы и переулки. По точным и художественным описаниям домов мы сегодня можем предположить, где «жили» герои его книг.

В этих юношеских прогулках зародилось глубокое единение писателя с городом, позволившее ему впоследствии создать проникновенный и многогранный образ Петербурга. Петербург для Достоевского — не просто фон, но котором разворачиваются события, а «живой» герой, который вмешивается в судьбы персонажей. Во всех романах Федора Михайловича Достоевского, действие которых происходит в Петербурге, ощущается присутствие города. Города, меняющего свое настроение, города неоднозначного в своих проявлениях.

С одной стороны, Достоевский наблюдал город столичный, парадный — Невский проспект, дворцы, роскошные особняки, сады и парки. Но в описаниях Петербурга он редко упоминал эти обычные для него красоты.

Как романтик, Достоевский чувствовал в прекрасном городе оборотную, трагическую суть. Он предчувствовал, что город, построенный на костях, выстраданный тысячами людей, никогда не будет счастливым. Он понимал, что не всем жилось одинаково в Петербурге, и видел много «униженных и оскорбленных» людей и город, презирающий судьбу конкретного человека.

Фантастические краски к образу Петербурга добавляли белые ночи. Это природное явление, украшающее Санкт-Петербург, для Достоевского было особенным открытием. Белые ночи создавали ощущение Петербурга как города-фантома, города-призрака. Это восприятие сохранилось у Достоевского на всю жизнь.

Чтобы увидеть Петербург Достоевского, нужно в своем воображении что-то воссоздать, что-то снести, потому что в прошлом, двадцатом, веке почти полностью изменилось городское пространство, в котором жил и творил писатель: вместо улиц, вымощенных булыжником, появился гладкий асфальт, вместо карет и лошадей — автомобили, газовые фонари сменились электрическими. От эпохи Достоевского осталось немного, но это историческое наследие сохраняется в Петербурге с большой любовью. Примером бережного отношения петербуржцев к памяти писателя может стать Петербургский музей Достоевского.

Читать далее: Музей Ф.М. Достоевского