Blue Flower

Скульптор Петр КлодтБарон Петр Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 24 мая 1805 г. в семье потомственного военного. Семья никогда не считалась богатой, но была очень родовитой и аристократичной.
Российская ветвь Клодтов берет свое начало от старинного немецкого баронского рода, известного в Европе с XII в. Прадед Петра Карловича был одним из генералов шведского короля Карла XII, попал в плен и жил в Москве. Король Карл XII в признание заслуг генерала возвел его в баронское достоинство и назначил посланником при российском дворе. В 1780-х гг. одна из ветвей Клодтов переселилась в Россию. Отец будущего скульптора Карл Густав, взявший русское отчество Федорович, стал генерал-майором. Он участвовал в штурме Измаила, в Отечественной войне 1812 г., и его портрет среди других героев этой войны находится в Зимнем дворце.
Детство и юность будущего скульптора прошли в Омске, где его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Именно там у юного барона проявилась склонность к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего ему нравилось изображать лошадей. В них Петр видел особое очарование. Весь свой досуг мальчик посвящал рисованию карандашом и пером, делая графические силуэты животных на бумаге, с безукоризненной точностью выполняя все мелкие детали.
Не отступая от семейной традиции, мальчик готовился к военной карьере. В 1822 г. умер его отец, и семья вернулась в Петербург, где Петр поступил в Михайловское артиллерийское училище. Через два года Клодт был произведен в прапорщики. После окончания училища молодой офицер стал служить в учебной артиллерийской бригаде, но уже в 1827 г. в чине подпоручика вышел в отставку и целиком посвятил себя занятию искусством, быстро совершенствуясь в нем. По преданию, кто-то из императорской семьи преподнес Николаю I вырезанную из дерева фигурку всадника. Император захотел увидеть ее автора, и Клодту была назначена аудиенция. С тех пор его фигурки лошадей и кавалеристов пошли нарасхват, а первая статуэтка еще долго украшала письменный стол императрицы Александры Федоровны. Начинающий скульптор стал получать пособие от Комитета Общества поощрения художников.
В 1830 г. Клодт поступил вольнослушателем в Академию художеств, где его учителями были профессора С. И. Гальберг, И. П. Мартос и Б. И. Орловский. Там же молодой скульптор обучался литейному делу под руководством выдающегося мастера В. П. Екимова.
Всего через год вместе с известными тогда скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским Клодт уже получил большой правительственный заказ на оформление Нарвских триумфальных ворот (арх. В. П. Стасов). Молодой ваятель исполнил шестерку стремительно скачущих и встающих на дыбы коней для колесницы Славы. Фигуры животных выбил из кованой листовой меди мастер И. Прат. Такое изображение было новшеством для классической монументально-декоративной скульптуры. За эту работу скульптор был удостоен звания «назначенного в академики».
С конца 1832 г. скульптор начал работу над проектом «Укрощение коня», который предназначался для оформления пристани Адмиралтейского бульвара. Модели и выбранное место одобрил Совет Академии художеств, но вскоре было решено установить скульптурные группы на недавно перестроенном Аничковом мосту. Был утвержден новый проект, который предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на западной и восточной сторонах моста.
В 1836 г. к выполнению скульптурных групп из бронзы приступили в литейной мастерской Академии художеств. Но их не успели изготовить — в 1838 г. неожиданно скончался руководитель мастерской В. П. Екимов. Работы были приостановлены, и даже рассматривался вариант их завершения за границей. Тогда за эту работу предложили взяться Клодту как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему техникой литья. Под руководством мастера огромные статуи отливали не по частям, а целиком. Мельчайшие детали оригинала с безупречной точностью были воспроизведены в бронзе благодаря тщательной обработке восковых форм.
Даже став известным ваятелем, Петр Карлович никогда не оставлял литейного дела. Вскоре он возглавил и весь Литейный дом Императорской Академии художеств. Большинство его статуй не требовало дальнейшей чеканки и каких-либо исправлений. Впоследствии в Литейном доме под руководством Клодта были отлиты в бронзе многие монументальные скульптуры. В их числе памятник Петру I работы Т. Н. Жака (установлен в Кронштадте), памятники Н. М. Карамзину и Г. Р. Державину скульптора С. И. Гальберга (в Ульяновске и Казани), памятник Барклаю-де-Толли В. И. Демут-Малиновского (в Тарту), памятник атаману М. И. Платову работы А. И. Иванова и Н. А. Токарева (для города Новочеркасска) и многие другие.
В 1838-1841 гг. две из четырех статуй, изображающие укрощение коня, были воплощены в бронзе.
Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 г. То, что увидел Петербург, восхитило всех, и люди толпами собирались у коней Клодта. На правом берегу Фонтанки были установлены бронзовые статуи, а на левом — их гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. Вторую пару бронзовых скульптур отлили в 1842 г., однако император Николай I подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму, которому они очень понравились. Скульптор повез свои статуи в Берлин. За эту работу прусский король пожаловал Клодту табакерку, украшенную бриллиантами, и орден Красного Орла III степени. Ответным подарком Фридриха Вильгельма Петербургу были две статуи Виктории, выполненные скульптором X. Д. Раухом (их установили на гранитных колоннах рядом со зданием Манежа).
В 1843-1844 гг. конные фигуры были отлиты снова и установлены на Аничковом мосту, но простояли на своих пьедесталах совсем недолго. В 1846 г. император Николай I подарил их «прямо с моста» королю Обеих Сицилии Фердинанду П. Статуи были установлены у входа в королевский дворец в Неаполе. Европейские газеты того времени сообщали: «В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое с Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, „Снятие Спасителя со Креста" — картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта». От неаполитанского короля скульптор получил в награду орден Св. Фердинанда. Берлин, Рим и Париж удостоили Клодта звания почетного члена своих академий. В России он был награжден орденом Св. Анны III степени.
В 1846 г. Клодт начал работу над созданием новых композиций для Аничкова моста. Участники композиции были те же — конь и человек, но у статуй изменился сюжет, стали другими движения и композиция.
В 1850 г. солдаты саперного батальона под руководством Клодта водрузили на пьедесталы новые статуи. Работы по скульптурному оформлению Аничкова моста были завершены. Эти композиции совершенно справедливо считаются вершиной творчества мастера.
Позднее копии конных статуй были установлены в Петергофе, Стрельне и усадьбе князей Голицыных в Кузьминках под Москвой.
Работая над скульптурой Аничкова моста, Клодт параллельно выполнял заказы для Исаакиевского собора, недавно построенного архитектором О. Монферраном. Он создал два горельефа «Несение креста» и «Положение во гроб» для ниш северного портика, а также скульптурную группу «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса.
В 1845-1850 гг. скульптор принимал участие в перестройке Служебного дома Мраморного дворца по проекту А. П. Брюллова. По графическому эскизу архитектора Клодт выполнил 70-метровый рельеф «Лошадь на службе человека», который простирался над окнами второго этажа. В тимпанах двух боковых фронтонов был помещен другой декоративный рельеф с фигурами трубящих в раковины тритонов.
В 1849 г. Петр Карлович победил в конкурсе на проект памятника знаменитому баснописцу И. А. Крылову. Замысел скульптора не ограничился простым изображением поэта. Он задумал целую скульптурную композицию, включающую горельефы с персонажами басен. (К работе над ними скульптор привлек известного художника-иллюстратора того времени А. А. Агина.) Памятник был отлит в бронзе и установлен в Летнем саду в 1855 г.
В 1853 г. скульптор приступил к работе над колоссальной статуей великого князя Владимира по модели В. И. Демут-Малиновского для города Киева. К тому времени автор уже умер, и руководство всеми работами было поручено архитектору К. А. Тону. Монумент высотой 4,5 м установили на пьедестале высотой 16 м на берегу Днепра.
Клодт работал и над оформлением интерьеров Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве. В этом же городе он выполнил квадригу Аполлона на фронтоне Большого театра и несколько горельефов для храма Христа Спасителя.
Последним крупным заказом скульптора стал памятник императору Николаю I. Архитектор О. Монферран, которому было поручено общее руководство работами, даже не сомневался, что автором монумента должен стать Клодт. В 1857 г. состоялась торжественная закладка памятника. Первоначальный эскиз представлял собой всадника на спокойно стоящем коне, но вскоре скульптор создал новый проект, который получил одобрение архитектора. Клодт изобразил коня в движении, а вся композиция имела только две точки опоры. Для этого мастер произвел массу тонких расчетов и заказал металлические подпоры, которые установили в задних ногах коня.
Первая отливка статуи окончилась неудачей. Форма дала трещину, через которую вытекло значительное количество металла. В 1859 г. со второй попытки статую успешно изготовили. Она была настолько велика, что не проходила в ворота мастерской, и для ее транспортировки пришлось разбирать часть стены.
В работе над пьедесталом памятника принимали участие скульпторы Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман.
25 июня 1859 г. состоялось торжественное открытие монумента. По свидетельству очевидцев, присутствовавший на этом событии император Александр II долго стоял перед статуей своего отца, а затем подошел к Петру Карловичу и пожал ему руку. Памятник стал подлинным украшением Исаакиевской площади и шедевром мировой скульптуры.
Несмотря на огромную загруженность, скульптор находил время и для педагогической деятельности. В 1838 г. он стал академиком и, получив звание профессора, начал преподавать в Императорской Академии художеств. В 1858 г. Петр Карлович был выбран ее заслуженным профессором.
Несмотря на мировую известность, барон Клодт славился своим демократичным нравом и бескорыстием. Он много помогал бедным художникам, не боялся физического труда, дружил с мастеровыми Литейного двора.
Последние годы жизни скульптор провел на своей мызе Халала в Финляндии. Говорят, что смерть застала мастера, когда он занимался любимым делом — вырезал фигурки животных.
Петр Карлович Клодт умер 8 ноября 1876 г. Его похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 г. прах скульптора был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. Тогда же было установлено новое надгробие на его могиле.