Blue Flower

Петр Андреевич Ставассер родился в Петербурге 30 октября 1816 г. в семье чиновника. Его способности к скульптуре обнаружились еще в детстве, когда мальчик только пробовал лепить из глины.
В 1827 г. ребенка отдали в Воспитательное училище при Академии художеств. Он начал заниматься в архитектурном классе, но скоро избрал своей специальностью скульптуру. Большую роль в этом сыграл его педагог С. И. Гальберг.
В 1831 г. в Академии проводилась реорганизация, менялся устав заведения, и Ставассер был исключен из числа ее учеников. Но в 1833 г. по ходатайству ректора Академии И. П. Мартоса юношу приняли обратно.
В 1835 г. Петр получил Малую серебряную медаль за лепку с натуры, в 1837 г. — Малую серебряную за «круглую фигуру» и Большую серебряную за «фигуру слушающего юноши». В 1838 г. за барельеф «Давид, играющий перед Саулом на арфе» Ставассера наградили Малой золотой медалью.
Педагоги отмечали, что практически во всех работах Ставассера было нечто гораздо большее, чем просто безукоризненное ученическое исполнение: на всем лежала печать еще не развитого, но несомненно значительного и оригинального таланта. Когда знаменитый художник К. П. Брюллов впервые увидел работу юноши в натурном классе, он сказал дежурным профессорам А. Е. Егорову и С. И. Гальбергу: «Поберегите этого мальчика, он принесет честь Академии». После смерти Гальберга в 1839 г. именно Карл Брюллов стал художественным наставником юноши, часто давая ему немало различных советов, чем весьма способствовал развитию таланта молодого скульптора.
В 1839 г. Ставассер закончил Академию художеств с Большой золотой медалью, присужденной ему за статую «Молодой удильщик». Эта работа обратила на себя всеобщее внимание простотой идеи, грацией, жизненностью изображения и мастерской лепкой. Позже она была отлита в бронзе и установлена на Царицыном острове в Петергофе. За эту же статую скульптор получил специальную золотую медаль, учрежденную «за экспрессию». О таланте молодого ваятеля заговорили, он начал приобретать широкую известность.
Большая золотая медаль давала право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Ставассер выбрал Рим. В ожидании путешествия юноша вместе со своим товарищем по Академии А. А. Ивановым выполнил памятник художнику С. Ф. Щедрину, огромную фигуру музы Клио для памятника Н. М. Карамзину в Симбирске (Ульяновске). Кроме того, он создал барельеф «Ангел, возмущающий воду в Силоамской купели» для церкви Св. Екатерины при Академии художеств, а также скульптурные портреты своей сестры, графини Н. А. Зубовой, госпожи М. А. Бек и ребенка князя С. П. Голицына.
В 1841 г. Ставассер отправился в Рим, откуда совершил поездки в другие города Италии. Он посещал мастерскую известного ваятеля Б. Торвальдсена, пользовался советами скульпторов Л. Бартолини и П. Тенерани.
В Риме Петр Андреевич выполнил бюсты архитектора М. И. Эпингера, графа М. Ю. Вильегорского, генерала Н. Н. Раевского, статуэтку Каина. По поручению архитектора К. А. Тона Ставассер занимался эскизами художественного убранства храма Христа Спасителя в Москве, для которого создал статуи ангелов над арками и огромный барельеф «Давид вручает чертеж храма Соломону». В 1845 г. за статую «Молящийся ангел», изготовленную для князя С. П. Голицына, Ставассер получил звание академика. В те же годы он выполнил фигуру русалки и, пожалуй, лучшее свое произведение — скульптурную группу «Нимфа и Сатир, надевающий на ее ногу сандалию». В ней современники отмечали красоту постановки фигуры, замечательную грацию и благородство форм, плавность и мягкость линий, глубокую жизненность изображения. Эта работа окончательно упрочила за Ставассером репутацию талантливого скульптора. Позднее композиция была отлита в бронзе и установлена на петергофском каскаде «Шахматная гора».
Современники характеризовали Ставассера как мягкого, отзывчивого, бескорыстного и глубоко впечатлительного человека, прямого и благородного во всех отношениях.
Все произведения молодого скульптора давали основание ожидать еще большего от его работ в будущем, но преждевременная смерть мастера прервала эти ожидания. В 1847 г. в Риме во время сильного наводнения Ставассер простудился. Следствием болезни стала острая форма туберкулеза. Он уехал на лечение В Пруссию, в город Эмс, где все равно продолжал работать. В этот период он создал бюст живописца В. И. Штернберга и небольшую фигуру вакханки. В 1848 г. скульптор принял участие в конкурсе на создание памятника И. А. Крылову.
Пребывание в Эмсе принесло незначительное временное улучшение, но вскоре болезнь стала прогрессировать, и талантливый скульптор скончался на 34 году жизни. Петр Андреевич Ставассер умер в Риме 25 апреля 1850 г. Там же, на кладбище Монте Тестаччо, он и был похоронен. Могила скульптора не сохранилась.