Blue Flower

Петровские ворота Петропавловской крепости

Красивые барочные ворота ведут в крепость со стороны Троицкой площади Санкт-Петербурга. Это единственное триумфальное сооружение петровского времени в городе, один из самых стильных, по меткому замечанию Игоря Грабаря, петровских памятников. 4 апреля 1714 года император повелел «вывести в камне» петровские ворота, взамен деревянных, которые простояли к тому времени уже шесть лет. Деревянная арка была украшена барельефами, статуя апостола Петра с двумя большими ключами в руках в человеческий рост возвышалась над новым городом. Апостол был не просто покровителем строящейся новой столицы будущей империи, но и держал в руках два ключа от рая. Гении Славы окружали его, статуи «Веры» и «Надежды» стояли на волютах ворот. Год Доменико Трезини работал над новым сооружением, которое было окончательно готово к 1717 году и практически соответствовало предыдущему творению мастера. Высокие (16 метров) монументальные ворота тянутся сквозь крепостную стену на 20 метров. Верхняя часть ворот украшена замечательными барельефами: на фронтоне — композиция «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром»; выше, на фронтоне аттика — горельеф «Благословляющий Саваоф», держащий сферу; волюты украшены барельефами с воинскими доспехами.

Центральный барельеф со сценой из Библии имеет размеры 4,9x3,35 метров и выполнен в дереве немецким мастером Конрадом Оснером, который известен по большой работе в Петергофе (украшения фонтанов). Но по признанию историков барельеф Петровских ворот — самое значительное произведение мастера. По легенде, апостол Петр на римской площади ведет спор о едином Боге с язычником, волхвом по имени Симон. Гордый кудесник утверждает, что он и есть бог. При помощи колдовства, поддерживаемый бесами, возносится Симон на небо. Тогда проповедник силой молитвы разгоняет бесов и низвергает чернокнижника на землю. С общественно-политической точки зрения петровского времени сцена, которую мы видим на этой работе Оснера, трактуется как: низвержение Петром Великим шведского короля Карла XII с «высоты ложного величия непобедимости», основание на завоеванных землях нового города, с крепостью и храмом, победаРоссии в Северной войне. Перед крепостью можно видеть фигуру полководца, которую пробуют толковать как изображения самого Петра или Александра Невского.

На других барельефах множество воинских доспехов, в нишах, по обе стороны от арки, скульптуры — Афины Полиады (Минервы) и Афины Паллады (Беллоны). Афина — одна из главных богинь греческого пантеона. Она считается покровительницей и защитницей городов и мирных ремесел, труда и науки. Многому научила Афина людей. И не зря статуи этой богини украшают Петровские ворота: Санкт-Петербург должен был стать центром наук и промышленности, отсюда пойдет обучение России всему новому. В руках у Афины Полиады змея (символ мудрости) и зеркало. У Паллады, изображенной в воинских доспехах и шлеме,— жезл, символ власти. Наплечники ее снаряжения выполнены в виде маски побежденного мифологического гиганта Палланта, а шлем украшен саламандрой.

Над пролетом арка украшена гербом России. В августе 1720 года позолоченный, весом 1096 килограммов, двуглавый орел из свинца, работы литейщика Франсуа Вассу, был установлен взамен алебастрового, выкрашенного коричневой краской. В 1723 году Александр Захаров и Иван Уваров раскрасили фигуру орла в черный цвет, а короны, державу, скипетр, Георгия Победоносца — позолотили. Деревянные барельефы волют сделаны Петром Федоровым по эскизам Трезини в 1730 году.

Ворота реставрировались несколько раз. В 1951 году воссоздавались утраты и повреждения, которые получил памятник в военное время. Скульптор А. Ф. Гуржий, который вернул первоначальный облик множеству фонтанов Петергофа, работал над статуями Афин и восполнял утраты на гербе. Большая группа реставраторов трудилась над деталями украшений арки. Последнее серьезное обновление было проведено уже в начале нынешнего века, к юбилею города.