Blue Flower

Памятник Петру I

В городе существует несколько памятников его основателю Петру Великому. Один из них, пожалуй самый спорный, перед нами. Созданный известным художником русского зарубежья Михаилом Шемякиным, он был подарен городу и установлен в крепости в июне 1991 года. Использовав восковую маску, созданную скульптором Растрелли еще при жизни Петра, Шемякин придал своеобразно увиденному им образу царя гротескную заостренность. Натуралистически выполнена голова без парика — точная копия с работы Растрелли. Петр действительно был высок — его рост 2 м 4 см, и при этом имел узкие плечи. В скульптуре же Шемякина пропорции фигуры сознательно сильно искажены.

Перед нами неоднозначный памятник. Шемякин на языке искусства ведет диалог с г другими монументами и образами Петра, созданными в Петербурге. И в первую очередь это полемика с гордой красотой Медного всадника Фальконе. Это не традиционный образ имперского преобразователя в зените славы, Шемякин представил Петра в его поражении.

До сих пор не стихают споры вокруг такого изображения Петра Великого. Одни восторгаются, другие негодуют. Можно по-разному оценивать этот памятник с точки зрения искусства, сомневаться в правильности выбора места для его установки, но следует признать — такое изображение Петра заставляет размышлять о противоречивости личности императора и его преобразований. Нарушающий привычное, традиционное представление о Петре, памятник появился в трудное для страны время перемен. Такой же сложной была эпоха Петровских реформ.

Шемякинский Петр поставлен на одной из старейших площадей города. На месте крепостного плаца сейчас разбит небольшой сквер. В глубине — двухэтажное здание желтого цвета с небольшим портиком. Это бывшая гарнизонная гауптвахта, где находились под арестом провинившиеся офицеры.

Так, проступок известного композитора Алябьева состоял в том, что, будучи военным, он появился в театре в гражданской одежде, что было недопустимо. После роковой дуэли Пушкина на Черной речке его друг и секундант Константин Данзас также попадает сюда. Дуэли были запрещены, и наказывали строго не только самих дуэлянтов, но и всех ее участников.

Слева от нас — Дом инженерной команды, построенный в 1740-е годы. Одноэтажное здание с высокой кровлей, окрашенное в два цвета, углы отделаны рустом, нарядные белые наличники на окнах. Перед нами типичный дом петровского Петербурга. Здесь уместно вспомнить, что в северной столице все градостроительные вопросы были жестко регламентированы. «Канцелярия городовых дел» под руководством Трезини разработала проекты трех типов домов. Волею Петра рождался уникальный для России город с плановой застройкой.

Инженерный дом построен по проекту дома для зажиточных горожан. Сейчас в нем расположена экспозиция «Музей старого Петербурга», посещение которой входит в стоимость единого билета.

Справа же от нас здание бывшего Комендантского дома. Если Инженерный дом являлся домом для зажиточных, то Комендантский дом — образцовое здание Петербурга для именитых горожан.

Еще в петровское время недалеко от собора был построен деревянный Комендантский дом. В середине XV века его перестроили в камне, и с небольшими изменениями он сохранился до сих пор. С момента вступления в должность и чаще всего вплоть до смерти коменданты жили в Комендантском доме, где размещались крепостная канцелярия и просторная казенная квартира с большим парадным залом и домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В канцелярии проходили следствия по делам арестантов Петропавловской крепости. В парадном зале Комендантского дома, который сохраняется как мемориальный, летом 1826 года декабристам был оглашен приговор Верховного уголовного суда.

На стене Комендантского дома есть памятная доска, напоминающая о том, что в дни октябрьского вооруженного восстания здесь находился военно-полевой штаб по организации штурма Зимнего дворца. Сейчас в залах Комендантского дома располагается экспозиция, рассказывающая об истории Петербурга.

Давайте теперь повернемся "в сторону собора и начнем движение к следующей остановке мимо небольшого комендантского кладбища.

На должность коменданта крепости, как правило, назначался заслуженный офицер русской армии, верный слуга государя. Коменданты, скончавшиеся в должности, удостаивались особой чести быть погребенными у алтарной стены Петропавловского собора — усыпальницы русских монархов. Мысль предавать земле тела комендантов именно здесь принадлежала, видимо, Петру. Металлическая ограда отделяет кладбище от главной аллеи Петропавловской крепости и от небольшого сада подле Великокняжеской усыпальницы. Возле решетки расположен план захоронений.

Кладбище уникально в нескольких отношениях. Оно принадлежит к числу старейших в городе: первое захоронение на нем относится к 1720 году. Здесь похоронены только коменданты Санкт-Петербургской (Петропавловской крепости) — девятнадцать из тридцати двух служивших на этом посту, рядом лежат православные и протестанты. Кладбище сравнительно хорошо сохранилось: все надгробия либо реставрированы, либо воссозданы.

Первый комендант Санкт-Петербургской крепости Карл Эвальд Рейн пробыл на посту менее года. Затем в мае 1704 года на эту должность был назначен Роман Вилимович Брюс, тогда полковник. Потомок древнейшего шотландского королевского рода, сын генерал-лейтенанта русской армии и брат знаменитого чернокнижника Якова Брюса, Роман Вилимович сыграл важнейшую роль в обороне и строительстве Петербурга. В отсутствие Петра и генерал-губернатора столицы князя Александра Даниловича Меншикова Брюс становился главным лицом в Петербурге и фактически отвечал за застройку не только крепости, но и всего города. Умер Брюс в 1720 году в чине генерал-лейтенанта, члена военной коллегии. Именно похороны Брюса начали традицию захоронения комендантов на специальном кладбище.

Читать далее: Невские ворота